Почему президент не вводит в стране режим чрезвычайного положения? – задаются вопросом многие. Одни убеждены – по причинам политического характера: боится ответственности перед народом (с чего это вдруг?). Другие говорят, что он боится падения своих рейтингов (ну, да...). Третьи предполагают, что назначенный глава антикризисного штаба возьмет всю власть в свои руки и свергнет президента (а почему президент сам не может быть этим главой?).
Конечно, политический аспект здесь присутствует, однако вопрос в другом – когда экономика уверенно шагает к банкротству (санкции, цены на нефть ниже плинтуса, девальвация рубля, коронавирус – сошлись все векторы), то официально объявленный режим ЧП позволит предприятиям сослаться на обстоятельства форс-мажор и плюнуть на оплату налогов, выполнение договорных обязательств, выплату зарплаты и т.п. То есть расходы в этом случае обязано возмещать государство. По словам правительства, обладающее достаточными резервными средствами.
Гарант переложил ответственность на губернаторов – делайте, что хотите, но решите вопрос! Как? Сами думайте. Думать можно, если есть чем. А если нечем? Если проблемы не решаются за счет милого сердцу привычного административного ресурса? Вот и лепят, кто во что горазд: даже абсурдное слово придумали – «самоизоляция». Закрыли предприятия, отпустили всех на каникулы «с сохранением заработной платы». Это понятно у бюджетников, а как быть в предприятиях частного бизнеса! Чем платить зарплату продавцам и уборщицам в закрытом приказом властей магазине или в кафешке.
На личных автомашинах передвигаться нельзя, это, по мысли губернаторов, опаснее, чем в переполненном общественном транспорте. Ввели какую-то идиотскую систему пропусков... Имитация бурной деятельности вместо продуманных мер.
Похоже, что все эти «меры» придумываются и настойчиво, вплоть до репрессий, продвигаются в жизнь лишь для показухи, чтобы наверху видели, как в той или иной губернии мы активно боремся с заразой. Только вместо реальной борьбы с «заразой» налицо абсурдная бестолковость и беспомощность, усугубляющая проблемы и выливающаяся в борьбу со своим же народом.
А может, так и задумано?
Не хочу советовать российским чиновникам познакомиться с опытом других стран. У них же понты превыше всего, учиться у какого-нибудь Сингапура, или Чехии спесь не позволит. Типа, им там легче, они же такие маленькие, уютненькие. А у нас размах, всего много – и хорошего, и дурного.
Да, конечно, но главные принципы поведения в экстремальной ситуации (стратегия) одинаковы для всех. Остальное – дело тактики, вот тут и примеряйся к своим специфическим условиям: особенностям национального характера, уровню развитости (или запущенности системы), длинным дорогам и проценту бестолковщины.
Кстати, в той же Чехии правительство тоже попыталось соскочить с крючка введения режима чрезвычайного положения, поначалу перевалив ответственность за ограничительные меры на Минздрав. Закрыли из-за коронавируса твой бизнес, нечем платить аренду и зарплату, потерял контракты – все вопросы к главврачу, извините, к министру по больницам.
А с него какой спрос? Никакой, он же не отвечает перед парламентом, как правительство. Но в отличие от некоторых других стран, в так презираемой нами за нормальную жизнь Чехии реально работает и имеет силу независимая третья власть – судебная. Да и четвертая (пресса).
Вчера районный суд в Праге признал незаконными действия правительства по передаче своих полномочий, обязанностей и ответственности по мероприятиям, связанным с ЧП, Минздраву . Премьер А. Бабиш по этому поводу заявил: «решение абсурдное, но я его признаю».
А что тут абсурдного? Ничего. Действуйте, пан премьер, по конституции. Если решили объявить режим ЧП, то отвечайте сами. Главврач тут ни при чем.