Найти в Дзене
Литература.today

«Бурлескные мгновения»

Рецензия на книгу Пола Остера «Бруклинские глупости».

Книга американского романиста и сценариста Пола Остера «Бруклинские глупости» вышла в издательстве «Эксмо» в 2020 году. Остер — обладатель множества наград (Американская литературная премия, премия Медичи за лучший зарубежный роман, награда Американской академии и института искусств и литературы и другие), наиболее известен как автор криминальной прозы, пронизанной психологизмом. Довольно плодовитый писатель — правда, многие из его книг никогда не переводились на русский язык.

«Я искал место, чтобы тихо умереть. Кто-то посоветовал мне Бруклин», — так начинается роман «Бруклинские глупости». Его герой, 59-летний Натан Гласс, «одинокий тоскливый волк», перенес тяжелый развод и онкологическое заболевание и, несмотря на то что вроде бы победил рак, пребывает в апатичном настроении и уверен: главные события в жизни уже позади. А прошла она, как и у большинства, весьма серо, несмотря на амбициозность героя: «В колледже я специализировался по английской литературе и вынашивал тайные мечты продолжить это дело, в какой-то момент, возможно, попробовать себя в журналистике, но ни на то, ни на другое меня не хватило. Вмешалась жизнь — армия, работа, женитьба, семейные обязанности, необходимость зарабатывать, вся эта рутина…»

Теперь главные радости стареющего экс-страхового агента — книги, безнадежное любование молодой замужней официанткой в ресторане и составление сборника человеческих глупостей. Мужчина развлекает себя воспоминаниями об абсурдных историях, которые произошли с ним и его знакомыми, и их записыванием («Мало-помалу во мне проснулся интерес к бурлескным мгновениям повседневной жизни. К банальным спотыканиям и ударам по голове, которых в моей биографии хватало»).
Впрочем, спокойной жизни Натана в Бруклине быстро приходит конец. Возобновив поначалу не многообещающее общение с 30-летним племянником, депрессивным холостяком, Натан заводит новые знакомства и оказывается втянут в разнообразные интриги: любовные, семейные и даже криминальные. В романе масса стремительных, но органичных сюжетных поворотов — есть в нем место и внезапной страсти, и лихой детективной истории, и спонтанным путешествиям, и, конечно, глупостям.

Сами по себе абсурдности и превратности судьбы — одна из изюминок романа. В бурлеск превращается даже призванная стать печальной сцена на кладбище. Притом описания ситуаций в основном жизненные: там, где хэппи-энда не может быть по определению, его и нет.

А вот книга глупостей, которую пишет герой на протяжении всего повествования, не занимает в нем центральное место, как можно подумать исходя из названия. Более того, некоторые эпизоды, которые припоминает Натан для этой книги, кажутся слишком топорными и неуместными для тонкого, пронизанного ненавязчивым жизнелюбием произведения Остера. Пожалуй, это его единственный ощутимый недостаток. В основном же хочется отмечать достоинства: легкий, плавный язык, не дающий заскучать сюжет, колоритность каждого, даже второстепенного, героя…

И уместный, не грузящий читателя психологизм. Хорошо запоминается диалог трех центральных персонажей — Натана, племянника Тома и его работодателя Гарри — о вымышленном отеле «Житие». Это идеальное место силы, «личный мир», существующий в воображении каждого и у каждого свой, где все происходит именно так, как мечтается. Развеселое злачное место, или обитель для нуждающихся, или просто райский уголок, где исполняют твои желания… «Отель воплощает в себе обещание другого, лучшего мира», — поясняет собеседникам Натан. Бесплотные мечты? Возможно, но рано или поздно многие из нас оказываются в этом «отеле» наяву. И пусть это место выглядит не таким, каким ты его видел в снах, — главное, что там ты находишь себя и безмятежно счастлив.

«Когда ты прожил такую жизнь, как я, начинаешь думать, что уже все на свете повидал и ничто не способно тебя удивить. С некоторым самодовольством считаешь себя человеком искушенным. Но вдруг случается нечто такое, что вытряхивает тебя из уютного кокона превосходства, напоминая о том, что ты ровным счетом ничего в этой жизни не понимаешь», — пожалуй, это и есть главная мысль романа. А его концовка — отдельное произведение искусства. Здесь без комментариев — читатель убедится сам.

«Бруклинские глупости» можно читать в любом возрасте. Лучше всего — в меланхолии, которую хочется развеять. Думается, книга никого не оставит разочарованным.

Оценка редакции: Литература