Изучая историю кинематографа, понимаешь, как тот или иной автор изменил киноискусство. Взять, например, Альфреда Хичкока. Пока я не узнал, каким кино было до него, не понимал, почему он так ценится.
Итак, что же такого революционного придумал Хичкок? Ответить поможет классическая вселенная ужасов студии Юниверсал. "Страшное" в тех фильмах базировалось на следующих пунктах
- Мрачная, готическая атмосфера, взятая из романтической литературы 19 века. Оттуда родом и несколько персонажей вселенной.
- Актёрское наследие Лона Чейни, способного фантастически перевоплощаться в монстров и людей с физическими отклонениями. Грим играет в этих ужасах одну из ключевых ролей. Преемственность традиций здесь обеспечил сын Лона Чейни - Лон Чейни-младший.
- Немецкий экспрессионизм. Создатели фильмов позаимствовали у безумно талантливых европейцев способы построения пространства в кадре и работу со светом. Основные доноры приёмов - "Кабинет доктора Калигари", "Доктор Мабузе, игрок" и "Носферату - симфония ужаса".
- Драматургия, построенная на неизбежно трагедийной концовке.
А теперь внимание - в этих фильмах нет саспенса! Классика ужасов Юниверса строится на пугающей атмосфере замков и внешности монстров, но в ней нет напряжения и скримеров, присущих жанру ужасов в наше время. Ну вот нету и всё! Современному зрителю это тяжело представить, но тогда в ужастиках не было ни саспенса, ни скримеров. Эти элементы в жанр привнёс маэстро Хичкок, причём сделал это через триллер. Напрягать зрителя ожиданием он начал задолго до того, как в 1960 году снял "Психо". Стоит отметить, что Хичкок не изобрёл саспенс, а лишь искусно овладел этим приёмом и внедрил в массовый кинематограф. 3D ведь тоже не Кэмерон в "Аватаре" придумал. Через саспенс пришёл и скример, работающий только в случае правильно, планомерной подготовки зрителя. В том же "Психо" уже присутствуют элементы неожиданного вторжения в сценическое пространство, сопровождаемое пугающим музыкальным сопровождением.
Режиссёры 70-х (Джон Карпентер, Тоуб Хупер, Николас Роуг, авторы джалло), придавшие жанру его современный вид , можно сказать, научились у Хичкока работать с саспенсом и его драматическим итогом.
Но Хич сыграл в истории кинематографа ужасов ещё одну немаловажную, хоть и непредумышленную роль, о которой зачастую умалчивают. Обратите внимание, что в первой части статьи, говоря об ужасах, мы говорим о студии Юниверсал или о персонажах-лицах франшизы (Франкенштейн, Дракула), а во второй части - уже о режиссёрах, то есть об авторах. Заслуга Хичкока ещё и в том, что он снял с жанра ужасов выженное клеймо - категория "Б". Он доказал, что напугать можно искусно и что в этом тоже может заключаться авторство. Именно поэтому мы сейчас знаем фамилии Карпентера или Ардженто. Эти люди вошли в кинематограф со своими сценариями и своим стилем, который останется в истории жанра ужасов. За это спасибо, Альфреду Хичкоку!