Анна на шее. СССР, 1954. Режиссер и сценарист Исидор Анненский (по одноименному рассказу Антона Чехова). Актеры: Алла Ларионова, Александр Сашин-Никольский, Пётр Мальцев, Александр Метёлкин, Владимир Владиславский, Михаил Жаров, Александр Вертинский и др. 31,9 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Исидор Анненский (1906-1977) поставил без малого два десятка фильмов, семь из которых («Неуловимый Ян», 1942; «Свадьба», 1944; «Анна на шее», 1954; «Княжна Мери», 1955; «Екатерина Воронина», 1957; «Матрос с "Кометы", 1958; «Первый троллейбус», 1963) вошли в тысячу самых популярных фильмов СССР.
Людмила Соколова пишет, что «назначению на главную роль молодой актрисы Аллы Дмитриевны Ларионовой (19.02.1931—25.04.2000) предшествовал фурор, когда она в составе делегации представляла на Венецианском фестивале свой дебютный фильм — сказку «Садко». Она покорила не только пылких ценителей красоты — итальянцев и французов, — но и маститых кинодеятелей Голливуда (среди них был сам Чарли Чаплин!), наперебой приглашавших ее сниматься. Государственный комитет Российской Федерации по кинематографии (Госкино) даже слышать об этом не желал, объявив, что рабочий график актрисы расписан на несколько лет вперед. И действительно, по возвращении с фестиваля актриса получила роль Анны» (Соколова, 2011) в фильме Исидора Анненского «Анна на шее». (Соколова Л. Великие советские фильмы. 100 фильмов, ставших легендами. М.: Центрполиграф, 2011).
Экранизацию «Анна на шее» советская кинокритика встретила весьма прохладно.
К примеру, знаменитый киносценарист, кинокритик и культуролог Виктор Шкловский (1893-1984) в своей статье весьма едко прошелся по фильму Исидора Анненского, утверждая, что «мир, в который попадает Анна, не страшен, а привлекателен. При кажущемся повторении сюжета, при его помощи раскрыто не то, что раскрывал Чехов, и поэтому бессердечность Анны, ее разрыв с семьей неожидан. Сюжет Чехова был взят Анненским не как результат авторского познания мира, не как результат выявления нравственного отношения автора к явлениям жизни, а просто как занимательное событие. Поэтому получилась лента, в которой была изображена польза легкого поведения. Женщина оказалась морально не разоблаченной. И это произошло прежде всего оттого, что не было передано чеховское отношение к жизни» (Шкловский, 1956). Шкловский В.Б. Заметки о сюжете в прозе и кинодраматургии (1956) // Виктор Шкловский за 60 лет работы в кино. М.: Искусство, 1985. С. 255-266.
Уже в XXI веке киновед Петр Багров писал, что «после пятилетия малокартинья, монументальных и пафосных фильмов начала 50-х цветная, нарядная «костюмная» лента с красавицей А. Ларионовой в главной роли была обречена на успех. Чеховского в картине было немного, скорее, опять возникало ощущение Чехонте» (Багров, 2010: 26). Багров П. Анненский Исидор Маркович // Кино России. Режиссерская энциклопедия. Т. 1. М.: НИИК, 2010. С. 25-28.
Итак, это были мнения киносценаристы и киноведа
А каковы Ваши мнения, уважаемые читатели?
Александр Федоров, 2020