Найти в Дзене

Идеомоторный акт научное обоснование и физиология

Идеомоторный акт (греч, idea идея, образ, понятие + лат. motor приводящий в движение; лат. actus движение, деятельность) — бессознательная двигательная реакция, возникающая в ответ на представление о движении. Идеомоторные акты являются непроизвольными, неосознаваемыми и, как правило, имеют слабо выраженные пространственные характеристики. Принцип идеомоторного акта открыт в 18 веке английским врачом Д. Гартли. и разработан английским психологом В. Карпентером. Дальнейшие исследования показали, что движения, сопровождающие процесс представления движений, не всегда можно отнести к классу непроизвольных и что мышечные сокращения, вызывающие данные движения, могут быть осознаваемы. Как уже упоминалось в предыдущей статье ( https://zen.yandex.ru/media/id/5d6cd0918600e100ae99504b/ideomotornaia-trenirovka-kak-aktualnaia-chast-sfp-sportsmenaedinoborca-v-usloviiah-samoizoliacii-5e9ed2082fb26236c5a894b7 ), многие известные ученые (М. Фара­дей, М. Шеврель, Д. И. Менделеев) проводили в области

Идеомоторный акт (греч, idea идея, образ, понятие + лат. motor приводящий в движение; лат. actus движение, деятельность) — бессознательная двигательная реакция, возникающая в ответ на представление о движении. Идеомоторные акты являются непроизвольными, неосознаваемыми и, как правило, имеют слабо выраженные пространственные характеристики. Принцип идеомоторного акта открыт в 18 веке английским врачом Д. Гартли. и разработан английским психологом В. Карпентером. Дальнейшие исследования показали, что движения, сопровождающие процесс представления движений, не всегда можно отнести к классу непроизвольных и что мышечные сокращения, вызывающие данные движения, могут быть осознаваемы.

Как уже упоминалось в предыдущей статье ( https://zen.yandex.ru/media/id/5d6cd0918600e100ae99504b/ideomotornaia-trenirovka-kak-aktualnaia-chast-sfp-sportsmenaedinoborca-v-usloviiah-samoizoliacii-5e9ed2082fb26236c5a894b7 ), многие известные ученые (М. Фара­дей, М. Шеврель, Д. И. Менделеев) проводили в области спиритизма науч­ные исследования и дали теоретическое обоснование этого явления.

Так, М. Шеврель в опыте с удержанием в руке шнурка, к концу которого подвешен груз (основной атрибут спиритического сеанса), обнаружил, что «при напряженном "думании" о движении маятника по часовой стрелке груз начинал двигаться в этом же направлении, описывая круг». В данном опыте испытуемый совершает рукой едва заметные движения, не замечая их.

Позже М. Фарадей в опытах при помощи физической регистрации показал, что руки участников спиритических сеансов сообщают столу ряд бессознательных идеомоторных движений в виде толчков.

Д. И. Менделеев с помощью манометрического стола зарегистри­ровал каждое, в том числе самое слабое давление на него рук, и тем самым доказал существование идеомоторного акта. Исследуя вопро­сы о связи между выражением лица и работой мимических мышц, П. Ф. Лесгафт описал идеомоторные реакции.

Раскрывая физиологический механизм идеомоторного акта, И.П.Павлов отмечал, что раздражение конкретных кинестетиче­ских клеток в коре головного мозга вызывает определенное движение тела, причем имеет место и обратный процесс, то есть процесс может «двигаться туда и обратно» (Павлов И. П. Полное собрание сочинений. Т. 1. Статьи по фи­зиологии кровообращения и нервной системы / И. П. Павлов. - М. : Академия наук СССР, 1951. - 596 с.). Центральное возбуждение моторной области коры вызывает микросокращение мышц, а возникшее при этом возбуждение проприорецепторов является источни­ком периферических импульсов в коре головного мозга.

Основанием для выделения идеомоторного акта является его отличие как от обычного рефлекса (отсутствие объективного раздражителя), так и от волевого действия (непроизвольный характер). И. П. Павлов описал явления идеомоторного акта следующим образом: «Давно было замечено и научно доказано, что, раз вы думаете об определенном движении (т. е. имеете кинестезическое представление), вы его невольно, этого не замечая, производите».

В силу связанности кинестетических клеток двигательного анализатора с клетками многих других анализаторов зрительное восприятие предметов и восприятие речевой команды вызывает оживление следов целой системы временных связей в области двигательного анализатора, соответствующих системе ранее выполнявшихся движе­ний В результате по механизму центрального возбуждения кинестетических клеток коры головного мозга возникает и представление об этих движениях.

Таким образом, основу идеомоторного акта составляют двигательные представления как бессознательно возникшие, так и сознательно вызванные. Это сознательное возбуждение определенных ки­нестетических клеток как при выполнении реальной работы, так и при мысленном ее воспроизведении, подкрепляет и усиливает меж­центральные взаимосвязи, что способствует более быстрому образо­ванию двигательного стереотипа. Пример идеомоторного акта можно встретить у альпинистов при восхождении на большие высоты и нахождении на краю обрывов нередко возникает трудно преодолимое впечатление, что их тянет в пропасть; это впечатление настолько сильно, что им приходится делать над собой усилие, чтобы отодвинуться от опасного края. Объясняется это тем, что представление о падении вниз вызывает сейчас же соответствующие зачаточные движения падения в сторону пропасти.

Последние тридцать лет проведено несколько исследований, западными авторами М.Жанно (Jeannerod, M. The representing brain: neural correlates of motor intention and imagery. Behav. Brain Sci. 17, 187 (1994)) и Ж.Десети (Jeannerod, M. & Decety, J. Mental motor imagery: a window into the representational stages of action. Curr. Opin. Neurobiol. 5, 727–732 (1995)). Они предположили, что воображаемые движения - это внутренняя симуляция реальных движений. “Гипотеза моделирования” была доказана экспериментально: выяснилось, что воображаемые движения имеют одинаковую продолжительность, что и реальные движения. Физиологические исследования показали, что воображаемые движения могут увеличивать физиологические показатели (например, частоту сердечных сокращений) пропорционально воображаемому усилию. исследования далее показали, что двигательные образы активируют набор лобных моторных областей, теменных областей и мозжечковых областей, которые частично перекрываются мозговой сетью, которая активируется во время выполнения. Эти поведенческие, физиологические и нейровизуализационные данные подкрепили мнение о том, что воображаемые движения функционально эквивалентны выполняемым реально. Доказательство «гипотезы моделирования» состоит в том, что моторные образы задействуют те же самые механизмы для генерирования сенсомоторных предсказаний, что и у реальных движений.

Недавнее исследование, проведенное в Каролинском институте (Швеция) за авторством доктора К.Кильтени (Kilteni, K., Andersson, B.J., Houborg, C. et al. Motor imagery involves predicting the sensory consequences of the imagined movement. Nat Commun 9, 1617 (2018) https://www.nature.com/articles/s41467-018-03989-0#ref-CR1 ) показывает, что воображаемые движения могут изменить наше восприятие точно так же, как это делают реальные, выполненные движения. Исследование, которое представлено в научном журнале Nature Communications , способствует более глубокому пониманию того, как работает идеомоторная тренировка и может быть полезно не только спортсменам, но и для пациентов с двигательными нарушениями.

"Умственная тренировка очень полезна, если вы хотите улучшить свои двигательные показатели – это то, что элитные спортсмены и профессиональные музыканты знают очень давно. Мы хотели выяснить механизмы, лежащие в основе этого явления”, - говорит доктор Константина Кильтени, ведущий автор исследования и научный сотрудник отдела нейрофизиологии Каролинского института.

Помимо того, чтобы пролить новый свет на вопрос психологии и неврологии – являются ли представления мозга о воображаемых и выполняемых движениях одинаковыми – результаты исследования могут быть полезны для клинической практики, особенно для неврологических групп пациентов с двигательными нарушениями. Так пациенты с инсультом, воображающие выполнение движения, которое они физически не могут выполнить, могут извлечь пользу для своей двигательной реабилитации. Другая область применения касается парализованных или ампутированных пациентов, которые используют интерфейсы мозг-компьютер для управления искусственными конечностями через воображение их перемещения.

Как видим, научное обоснование идеомоторики успешно продолжается и в наши дни, вчерашние тайны мозга начинают использоваться человеком в повседневной деятельности. В следующей статье мы рассмотрим конкретные средства и методы обучения идеомоторной тренировке. Благодарю за внимание.