Найти тему
Психолог Болотова

Общение с ребенком. Базовые техники

АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ

Сегодня поговорим о базе, об основе основ, об ключевом принципе построения надежных отношений с ребёнком (для взрослых тоже подходит). А именно техника активного слушания.

Что это и как работает?! Когда ребёнок высказывается (особенно в случае эмоционального переживания), слушаем и фактически дословно повторяем сказанное.

Пример: «Мама, мы так хорошо играли. А теперь ты уходишь» 😢

✅Первое. Активное слушание: «Тебе нравилось играть со мной. Ты не хочешь, чтобы мама уходила.»

На первый взгляд может показаться, что в этом нет смысла, мы просто повторили за ребёнком. Но это не так! Смысл огромен. Мы показали ребёнку, что он понят, услышан, важен, значителен! Мы с ним на одной стороне.

❌Антипример: «Мне пора, я не могу больше играть.»

Что видим здесь - разделение. Есть ребёнок с его чувствами и мама, чьи потребности первичны.

В коммуникации взрослых, это как настройка по умолчанию - на одном конце говорят, на другом слушают и понимают. В лучшем случае, подкрепляют услышанное легким кивком. Но у ребёнка нет эмпирического опыта, без подтверждения (активного слушания), он не знает, что сигнал принят.

✅Второе. К активному слушанию добавляем проговаривание чувств.

Берём наш первый пример, и добавляем: «Тебе нравилось играть с мамой. Ты РАССТРОЕН (тебе грустно, жаль), что я ухожу)».

Что нам это даёт. Мозг ребёнка ещё не зрел, не сформирован, саморегуляция тоже в зачатке. Дети не знают и ещё не умеют идентифицировать собственные чувства. Таким приемом - мы помогаем разбираться. Познавать себя.

❌Антипример: «Мне пора! Не ной!».

Здесь мы фактически ставим запрет, блокируем чувство для ребёнка. А это уже путь к неврозам, психосоматике и прочему.

Активное слушание, это техника. На первый взгляд, она кажется сложной. Но путём тренировки этот навык выработается быстро и вы сами не заметите, как начнёте его использовать постоянно.

Начинаем тренироваться. Делитесь своими примерами