В последние недели в борьбе против пандемии появилось новое оружие – тесты на антитела. 14 апреля с их помощью стали проверять врачей, с 17-го провериться на антитела за деньги может любой житель России. Все это поможет разгадать одну из главных загадок коронавируса: сколько людей на самом деле уже переболело. А это потянет за собой другие ответы: какова смертность от COVID-19? с какой скоростью он распространяется? сколько еще ждать появления коллективного иммунитета?
Иммунный тест впервые стал инструментом статистики. Немецкий эпидемиолог Хендрик Штрек, известный специалист по ВИЧ, сделал первую в мире попытку выявить с помощью скрининга граждан, которые переболели COVID-19, сами того не заметив. Никто особо не сомневался, что такие есть. Но сколько их? Всех подряд на коронавирус проверяли, кажется, только на пароме Diamond Princess.
А вообще до сих пор на коронавирус исследована очень небольшая доля людей. В Германии, Италии, Швейцарии – 2–3% всех граждан. В США – 1%. Даже в Исландии, которой с ее 300-тысячным населением не так сложно было стать чемпионом мира в этой сфере, проверено на COVID-19 всего 13% жителей.
– Результаты тестов, конечно, нельзя экстраполировать на все население, потому что тестировали до сих пор в основном все-таки группу риска, а не всех подряд, – объясняет Дмитрий Фадин, директор по стратегическому развитию и инновациям компании «Инвитро».
То есть, если среди 2% проверенных немцев нашлось 145 тыс. заболевших, при поголовной проверке их не окажется в 50 раз больше.
⭐️⭐️⭐️ Полная проверка вообще не имеет смысла: к моменту, когда до них дойдет очередь ПЦР-теста, у большинства заболевших вируса в организме просто не останется
Хендрик Штрек действовал иначе: он изучил не группу риска, а случайную выборку. И использовал иммунный тест, только что разработанный немецкой компанией Euroimmun.
Профессор исследовал жителей Гангельта – немецкого городка на границе с Голландией. Именно отсюда коронавирус начал свое распространение по Германии, Гангельт даже называют немецким Уханем. 30 марта, когда Штрек начал исследование, доля зарегистрированных случаев коронавируса в Гангельте составляла 0,5% от населения городка – в 4–5 раз больше, чем в целом по Германии.
В Гангельте всего 12 тыс. жителей, Штрек проверил на антитела тысячу, которые ни на что не жаловались и тесты ПЦР не проходили. И обнаружил антитела более чем у 14% испытуемых.
Вместе с теми, кого ранее диагностировали с помощью ПЦР, доля переболевших получилась 15%. То есть в 30 раз больше, чем думали раньше. Надо еще учесть, что со времени исследования Штрека количество заболевших в Германии удвоилось, так что, если все правильно, сейчас в Гангельте легко может быть уже 30% переболевших – лишь вдвое меньше порога, где начинается коллективный иммунитет.
⭐️⭐️⭐️ Исследование Штрека, впрочем, много критикуют. Прежде всего потому, что из анализа одного небольшого городка он сделал довольно-таки смелое предположение, что режим изоляции в Германии уже пора ослаблять
Коллеги подозревают также, что тест Euroimmun может принимать за антитела к COVID-19 антитела к каким-то другим коронавирусам – среди них много таких, которые вызывают легкие недомогания. Это называется кросс-реактивность, с этой проблемой сталкиваются все разработчики иммунных тестов. Штрек возражает оппонентам, а на запрос Русфонда не ответил. Тем временем тесты на антитела почти одновременно с Германией стали применяться и в России, с рядом свойственных нашей стране особенностей.
Алексей Каменский, специальный корреспондент Русфонда
Читайте также в Русфонд. Медиа:
👩🔬👨🔬 Русфонд помогает оснастить региональные больницы
Ни одна система здравоохранения в мире не готова к большим эпидемиям. Борьба с большими эпидемиями – это дело не государственное даже, а всенародное. Поэтому помогите и вы.
Купите доктору трубку для аппарата ИВЛ, чтобы мог работать. Купите санитару десяток флаконов дезинфицирующей жидкости. Сделайте пожертвование на сайте Русфонда или отправьте SMS со словом ВМЕСТЕ на номер 5542.
🙏🏻🙏🏻🙏🏻 Нам нужно собрать на этой неделе полмиллиона для врачей из Нижегородской области, потому что на следующей неделе мы будем собирать для врачей из Москвы.
Защитите врачей!
Чтобы было кому защищать нас.