Найти тему
KOREA HERALD RUSSIAN EDITION

[Ана Паласио] США не могут стать другой Европой

В 1946 году, когда опустошенная войной Европа находилась в истощении и смятении, британский лидер военного времени Уинстон Черчилль выступил в Цюрихе с речью, в которой он подчеркнул необходимость «воссоздать европейскую ткань», чтобы восстановить мир и свободу на континенте. «Мы должны построить своего рода Соединенные Штаты Европы», - заявил Черчилль. Это был основополагающий момент для того, что станет Европейским союзом, даже если взгляды Черчилля на место Соединенного Королевства в Европе были более нюансированным.

Последующие попытки построить объединенную Европу никогда не соответствовали великому видению, которое Черчилль выдвинул в тот день. Действительно, за 74 года, прошедшие с момента его выступления, Великобритания сначала отказалась участвовать в европейском проекте, затем неохотно вошла в блок и добилась многочисленных исключений и уступок только для того, чтобы окончательно покинуть его в январе этого года.

Тем не менее, идея сплоченного Союза осталась, и Соединенные Штаты Америки рассматривались как идеальная модель того, чем когда-нибудь может стать Европа. Действительно, в 2006 году, через год после того, как французские и голландские избиратели отвергли «злополучную» европейскую конституцию, тогдашний премьер-министр Бельгии Ги Верхофстадт опубликовал манифест о будущем континента, который снова вызвал «черчилльскую мечту». Он назвал это «Соединенные Штаты Европы».

Но после десятилетия кризисов, вялого роста, неэффективного лидерства и внутренних разногласий идея создания такого образования практически исчезла, и Европа резко повернулась к «межправительственному» подходу. Несмотря на все разговоры об общих ценностях и общих подходах, крепкое единство просто неосуществимо сейчас.

В обозримом будущем Европа будет по-прежнему политически ограничена реальностью «местничества», что нагрядно видно в чрезвычайных трудностях, которые испытывают ее государства-члены за последний месяц по поводу достижении соглашения относительно фондов восстановления, связанных с пандемией, и того, как разделить дополнительное долговое бремя. Вместо того, чтобы преодолеть разногласия, многочисленные встречи глав правительств и министров финансов ЕС лишь подчеркнули и укрепили их. Мы не можем действовать вместе, потому что мы не думаем о себе как о принадлежности к одному целому.

Это не Соединенные Штаты Европы, а скорее объединенные блоки государств в пределах Европы. Например мы часто слышим о «скромных», Вышеградской группе, Нордах, и Южанах. Аналогичная динамика была очевидна во время и после финансового кризиса 2008 года, в слабой реакции ЕС на российскую агрессию на Украине и, что разрушительно, во время миграционного кризиса 2015 года. А Европе не хватает лидерства, необходимого для того, чтобы выровнять эти блоки и подтолкнуть всех в одном направлении.

Хуже того, США при Президенте Дональде Трампе принимают такой же тревожный оборот. При отсутствии сильного и эффективного национального руководства, штаты США - и, что более важно, группы штатов - делают это в одиночку.

13 апреля Калифорния, штат Вашингтон и Орегон объявили о создании «Пакта западных штатов» для координации ответных мер на коронавирус, и семь северо-восточных штатов создали аналогичную группу. Так как федеральное правительство не может координировать закупку медикаментов для борьбы с COVID-19, правительства штата и местные органы власти, по сообщениям, конкурируют за закупку дефицитных средств индивидуальной защиты и вентиляторов, что приводит к росту цен. Губернатор Калифорнии Гэвин Ньюсом даже начал называть свою юрисдикцию «национальным государством».

Мое намерение не состоит в том, чтобы высказывать мнение о федерализме США или степени авторитета Трампа (хотя его недавнее утверждение о том, что он обладает «тотальной» властью в соответствии с Конституцией США, было настолько резко отвергнуто всеми сторонами, что он отступил на следующий день). Я хочу выразить реальную обеспокоенность.

В конце концов, именно динамизм, обусловленный уникальным сочетанием разнообразия и сплоченности Америки, сделал страну образцом для многих европейцев. Судья Верховного суда США Луис Брандейс однажды заметил, что любой штат может служить «лабораторией» для экспериментов по инновационной политике, которые впоследствии могут быть приняты на национальном уровне. И США были гораздо более успешными, чем Европа, в достижении тонкого баланса между расширением прав и возможностей отдельных государств (штатов) и поддержанием чувства национального единства.

Однако сегодня Америка тоже становится жертвой «балканизации», внутренней конкуренции, недальновидного лидерства и битв за «узкие газоны». Такие предупреждающие знаки говорят о том, что США становятся больше похожими на Европу, а не наоборот.

Эти события вызывают особую тревогу, потому что грядущие годы будут чрезвычайно трудными для мира, коренным образом изменившегося с помощью COVID-19. В настоящее время Международный валютный фонд прогнозирует, что в результате распространения вируса глобальный реальный ВВП в 2020 году сократится на 3 процента по сравнению с падением на 0,1 процента в 2009 году в разгар Великой рецессии. Данный эпизод вызвал глубокую политическую поляризацию, всплеск популизма и нестабильность, которые продолжают препятствовать способности мира решать такие насущные проблемы, как COVID-19.

Нам понадобятся глобальные двигатели творчества и экономического роста. Больше, чем когда-либо после окончания Второй мировой войны, миру нужно, чтобы Америка была в своих лучших проявлениях и наиболее эффективной, и чтобы она снова стала примером для подражания. Ради самих себя и ради нас, США не могут стать другой Европой.

Ана Паласио
Ана Паласио, бывший министр иностранных дел Испании и бывший старший вице-президент и генеральный советник Группы Всемирного банка, является приглашенным лектором в Джорджтаунском университете. - Ред.

(Project Syndicate)

#сша #европа #коронавирус #политика #экономика #идеология #демократия #кризис #общество #культура #регионализация #дипломатия