Найти в Дзене
Павел Черник

Аэропорт Храброво - главная воздушная гавань Калининграда.

Своё начало, современный аэропорт, берёт в 1935 году со строительства взлётно-посадочной полосы 1400х1200 м близ села Повунден (сейчас Храброво). Именно в это время началась милитаризация немецкой экономики и на данном аэродроме базировалось Люфтваффе.

Но уже 27 января 1945 года советские войска заняли аэродром Повунден, где некоторое время базировался французский истребительный авиационный полк Нормандия-Неман, который воевал на советско-германском фронте.

Уже после войны аэродром использовался советскими ВВС, так как в черте Кёнигсберга находился один из старейших аэропортов Европы - Девау, который принимал самолёты гражданского назначения. В июле 1946 года после переименования Кёнигсберга в Калининград, село и аэродром Повунден приобрели своё современное имя - Храброво.

Аэропорт Девау, вид с лётного поля. 1920-ые года.
Аэропорт Девау, вид с лётного поля. 1920-ые года.

Самолёты заметно росли и соответственно небольшой аэропорт Девау уже не мог принимать современные Ан-10 и было решено использовать военный аэродром Храброво совместно с гражданской авиацией. И 20 марта 1962 года приземлился пассажирский турбовинтовой самолет Ан-10 Белорусского управления, который начал выполнять полеты по маршруту Москва-Минск-Калининград. В августе 1963 года начал свои полёты Ил-18 по маршруту Ленинград-Калининград, а в апреле 1964 приземлился первый Ту-124.

-2

В 1970 году построен пассажирский павильон с пропускной способностью 150 пассажиров в час. Взлётно-посадочная полоса приняла свои первые: Ту-134, Як-40. В 1973 году был совершен последний полёт с аэродрома Девау и Храброво становится основной воздушной гаванью. В конце 1976 года аэродром обзавёлся собственным самолётом Ту-134А, который 1 января 1977 года совершил своё первый полёт в Москву.

Открытка издательства "Планета", Москва, 1972 г.
Открытка издательства "Планета", Москва, 1972 г.

В июле 1979 года было введено в эксплуатацию новое здание аэровокзала в рамках строительства комплекса аэропорта Храброво, что позволило осуществлять пассажирские перевозки с нового перрона. С февраля 1981 года аэродром начал эксплуатироваться по минимуму 1-й категории ИКАО, что допускает посадку при дальности видимости на взлётно-посадочной полосы не менее 550 метров (или метеорологической дальности видимости не менее 800 метров) и высоте принятия решения не менее 60 метров.

Источник: kgd.aero
Источник: kgd.aero

В 90-ые годы аэропорт уже начал выполнять свои первые международные рейсы в Гамбург, Ганновер, Берлин. Так 16 апреля 1992 года Ту-134А выполнил первый чартерный международный рейс Калининград-Гамбург, а 7 июня 1993 года Калининград-Берлин. Так же в 90-ые года стали базироваться самолеты первого класса Ту-154М и были выполнены первые полёты авиакомпании «SAS» по маршруту Копенгаген-Калининград.

2000-ые года стали насыщенными в истории аэропорта Храброво. В 2004 году начались работы по строительству нового пассажирского терминала, реконструкции взлётно-посадочной полосы, лицевой части аэропорта, навигационного оборудования.

Но самое интересное произошло в сентябре 2002 года, когда была основана авиакомпания «КД авиа». Жизнь её, к сожалению была не долгой. Изначально флот состоял из десяти самолётов Ту-134А и двух Ту-154М, ресурс которых был практически исчерпан. Было лишь пять рейсов в день на Москву и два раза в неделю в Мурманск через Санкт-Петербург. В 2009 году авиакомпания владела уже 17 самолётами Boeing 737-300, средний возраст авиапарка составлял— 22 года. Но так же у «КД авиа» были планы по обновлению парка, ожидались в 2013-2014 годах 25 новых Airbus А-319. Что же касается количества рейсов, то в 2008 году было около 350 рейсов еженедельно в Москву, Санкт-Петербург, Самару, Омск, Лондон, Париж, Берлин, Тель-Авив, Барселону, Прагу, Рим и Милан.

Источник: kgd.aero
Источник: kgd.aero

Но 1 сентября 2009 компания прекратила продажу билетов на все рейсы, долг «КД авиа» составлял более 14 млрд руб. И уже 14 сентября Росавиация отозвала сертификат эксплуатанта. В ноябре 2010 года авиакомпания была признана банкротом.

Boeing 737 «КД авиа» после аварийной посадки превратился в учебный тренажёр авиацентра БФУ имени Канта.
Источник: kgd.ru
Boeing 737 «КД авиа» после аварийной посадки превратился в учебный тренажёр авиацентра БФУ имени Канта. Источник: kgd.ru

В 2007 году открыта первая очередь нового пассажирского терминала и запущена в работу схема пассажирских перевозок «хаб», в результате чего объем пассажирских перевозок превысил 1 млн человек. В 2011 году был введен в эксплуатацию первый первый телескопический трап или в простонародье "рукав". В 2010 году польская авиакомпания «LOT» возобновила свои полёты из Калининграда в Варшаву, а так же «Узбекистон Хаво Йуллари» запустил прямые рейсы в Ташкент. В 2012 году «Air Berlin» открыла авиалинию Берлин-Калининград.

Реконструкция аэропорта 2009 год.
Источник: wikipedia.org
Реконструкция аэропорта 2009 год. Источник: wikipedia.org

В конце 2014 года начались строительно-монтажные работы в рамках второй очереди реконструкции аэропорта «Храброво», в результате которой произойдёт расширение перрона и удлинение взлётно-посадочной полосы до 3,35 км, благодаря этому в 2018 году впервые совершил посадку двухпалубный широкофюзеляжный пассажирский Boeing 747-400.

Источник: rbc.ru
Источник: rbc.ru

В 2014 году в аэропорту введен режим «открытого неба» с пятой степенью «свободы воздуха» для аэропорта «Храброво». На сегодняшний день рассматривают возможность введения для авиаузла режима «открытого неба» с седьмой степенью «свободы воздуха». Данный режим даёт иностранным авиакомпаниям право забирать в аэропорту пассажиров, грузы и почту не только для своих, но и для третьих стран и по той же схеме доставлять их в Калининград.

Источник: polet.me
Источник: polet.me

На начало 2020 года из аэропорта совершались рейсы в 10 российских городов: Москва, Санкт-Петербург, Череповец, Калуга, Белгород, Ростов-на Дону, Краснодар, Сыктывкар, Пермь, Екатеринбург. И осуществляются 2 международных рейса в Варшаву и Минск, были ещё рейсы в Ригу, но точно не знаю останется ли это направление. Пассажиропоток в последние годы стал расти с 2018 года уже перевалил за 2 миллиона человек.

Так что седьмой степени аэропорту Храброво, успехов в это нелегкое время и чистого неба.