Найти в Дзене

Актуальная академическая музыка. Пять новых записей, апрель 2020

Оглавление

Когда выходит новый альбом популярной музыки, почти любой может разобраться: узнать названия и имена, помотать и оценить треки. Когда выходит новый альбом с классикой — все то же самое может быть не понятно: зачем в сотый раз записали Бетховена, что это за пианист, кто такой Джезуальдо... все, извините не сейчас. Чтобы так не было, мы придумали эту рубрику.

Здесь 5 свежих альбомов академической музыки. Мы объясняем, на что обратить внимание слушателю и чем они интересны. В плейлисте по одному треку из каждого альбома.

1. Волкан Эйрген: Düdük

Музыка современного турецкого композитора Волкана Эйргена сочетает изобразительность киномузыки со сложностью современных гармоний и переосмысленным, едва уловимым, национальным колоритом. От «турецкого» в его творчестве — народные ударные, на которых играет сам композитор. Они дополняют богатство инструментальных красок духовых, струнных и синтезатора, насыщая музыку плотным, тревожным, звучанием.

2. Викингур Олафссон: Произведения Дебюсси и Рамо

Пианист Викингур Олафссон записал музыку двух французских композиторов — Жана Филиппа Рамо и Клода Дебюсси. Их разделяет два века истории и четыре-пять музыкальных эпох. Пианист их сближает — для этого он отходит от традиционно «замыленного» и чрезмерно «размазанного» исполнения Дебюсси и играет его «четким», «сфокусированным» звуком, выделяя каждую отдельную линию и музыкальную мысль. Этим и интересен диск.

3. Жорж Претр: Последний концерт в Ла Скала

Это запись последнего выступления Жоржа Претра, крупнейшего дирижера 20 века, сделанная за год до его ухода. Такие альбомы непременно воспринимаются как своеобразное завещание потомкам. На диске — живой звук с его выступления в миланском Ла Скала с оркестром театра. Программа разноплановая: немецкая, французская и итальянская музыка, симфоническая и театральная. Интересна интерпретация маэстро: увертюра «Эгмонт» не нарушает замысел композитора, но звучит по-своему — в этом и есть ведь истинное величие исполнителя.

4. Хор Tenebrae, Найджел Шорт: Куперен и Джезуальдо

Барочная хоровая музыка от Лондонского хора под руководством Найджела Шорта, который написал саундтрек к фильму Куарона «Дитя человеческое». Самое интересное — крайне редко звучащие произведения Джезуальдо. Его музыку называют «экспрессионизмом XVI века» — настолько она сосредоточена на непосредственном выражении эмоций, что в те времена было почти неприемлемым. На пластинке еще «Чтения во тьме» Куперена. Это произведение как раз часто звучит, но иногда его исполняют подстать названию: грузно, плотно, Найджел Шорт и его ансамбль сделали звучание светлым и чистым с безупречной интонацией и техническим мастерством.

5. Теодор Курентзис: Бетховен Симфония № 5 до минор, соч. 67

«Мастер деталей» Теодор Курентзис вытаскивает из музыкальной ткани Пятой симфонии и ее «ударов судьбы» то, что никогда не улавливается слухом в интерпретациях других дирижеров: подголоски становятся полноценными голосами, музыка насыщается неожиданными контрастами в темпе, динамике и настроении: громко-тихо, нежно-напористо, или быстро-медленно.