Найти тему

Тренд на консолидацию определяет новых лидеров отрасли

Динамика основных показателей отрасли в отчетном периоде характеризовалось снижением погрузки на сети ОАО «РЖД» на 0,9% вследствие ухудшения конъюнктуры мирового рынка угля

По данным исследования "INFOLine Rail Russia TOP. Итоги 2019-2020 годов", подготовленного специалистами INFOLine, динамика основных показателей отрасли в отчетном периоде  характеризовалось снижением погрузки на сети ОАО «РЖД» на 0,9% вследствие  ухудшения конъюнктуры мирового рынка угля. На фоне снижения погрузки к концу 2019 года сформировался устойчивый профицит универсального подвижного состава, способствовавший обострению проблемы «брошенных» поездов.

Другая значимая тенденция рынка по итогам года – консолидация активов в среде операторов. В 2019 году в данном направлении был осуществлен ряд сделок, включая покупку RAILGO парка нефтеналивных цистерн ООО «Модум-Транс» в I квартале, во II квартале - АО «СУЭК» приобрело ООО «Нитрохимпром». В III квартале ООО «Модум-Транс», в свою очередь, получило в управление 25 тыс. инновационных полувагонов, ранее принадлежавших «Восток-1520» и «ВМ-Транс».

В рамках усиления позиций на рынке крупнейшие компании избавлялись от нецелевых активов, расширяя мощности в основных сегментах деятельности: FESCO в 2019 году продали парк зерновозов «Русагротранс», а «Первая грузовая компания» объявила о выходе из нефтеналивного сегмента. АО «СГ-Транс» в конце года приобрело ООО  «Спецтрансгарант», что в перспективе позволит оператору занять лидирующую позицию на рынке танк-контейнерных перевозок. Еще одна заявка на лидерство – создание в ноябре 2019 года консолидированного оператора лизинговой компании «Трансфин-М» и «ВЭБ.РФ» - ООО «Атлант», которое по завершении сделок по передаче подвижного состава партнерами может войти в тройку лидеров по величине парка в России. Знаковым 2019 год стал для ПАО «Трансконтейнер»: в ноябре прошел аукцион по продаже 50%+1 акции компании, победителем которого стала группа  «Дело».  В свою очередь, неконтрольная доля управляющей компании «Дело» в декабре была куплена корпорацией «Росатом».

Последствием консолидации стало увеличение доли управления 10 крупнейших операторов на 2 п. п. до 58% парка России. По итогам года из ТОП-10 лидеров по парку в управлении выбыли ГК «Новотранс» и «Восток1520», места которых в десятке заняли «Модум-Транс» и «Трансконтейнер».

В марте 2020 года цены на нефть снизились более чем на 50% к началу года до уровня менее до 30 долл. за баррель, а курс рубля снизился до 75 руб. за доллар. Также произошло масштабное снижение фондовых индексов в США, ЕС и России. Экономический кризис, вызванный коронавирусом COVID-19, является основным вызовом для мировой финансовой системы, компаний реального сектора экономики, а также транспортной отрасли и рынка оперирования железнодорожным подвижным составом.