Нефть — один из стратегических товаров. Однако ее цена определяется не только соотношением спроса и предложения, затратами на добычу и транспортировку, но и рядом других факторов. Помимо экономических, политических и технических аспектов, здесь большую роль играют специфика торговли и спекулятивные интересы. Во многом именно они и определили события на нефтяном рынке в последние дни.
В мире более 200 только основных сортов нефти с разными составом и свойствами. Для удобства биржевой торговли разработаны условные маркерные сорта. Это Brent — смесь сырой нефти с 15 месторождений Северного моря, американский сорт WTI — смесь нефти с западно-техасских промыслов. Менее популярны ближневосточный маркер Dubai/Oman и российский Urals.
Суммы за баррель, о которых говорят в СМИ, — это на самом деле цена не самой нефти, а биржевой курс фьючерсных контрактов на нее. Цена реального товара привязывается к биржевой цене по специальным формулам, учитывающим отклонения ее характеристик от маркерного сорта.
Фьючерсный контракт представляет собой договор купли-продажи с отложенным на будущее исполнением, который можно заключить на бирже. При этом стороны договариваются только о цене, а объем, качество, упаковка, срок исполнения и прочие условия установлены биржей в спецификации.
ЧТО ТАКОЕ ФЬЮЧЕРС НА НЕФТЬ
Фьючерс на нефть — это договор (контракт) между продавцом и покупателем о купле-продаже определенного объема нефти конкретной марки по фиксированной цене в установленную дату (дату исполнения контракта). Такие фьючерсы выпускаются сроком на месяц. Единичный лот — 1000 баррелей, а наиболее торгуемые марки — Brent на Межконтинентальной бирже (ICE) в Лондоне и WTI на Нью-Йоркской товарной бирже (NYMEX). Окончание срока действия (expiration — экспирация) происходит в середине каждого календарного месяца: один тип контракта завершается, другой — открывается.
Цена исполнения контрактов равна расчетному индексу. Для Brent это ICE Brent Index (биндекс), который вычисляется как средневзвешенная цена всех реальных контрактов спот (сделок с исполнением в течение 2 суток), заключенных за последние 25 дней. Биндекс считается ежедневно и действительно отражает цену реальной нефти. Но котировки фьючерсов не совпадают с биндексом, поскольку трейдеры, заключая контракты, ориентируются на биндекс середины следующего месяца. При этом в первые 5-6 дней обращения нового фьючерса (месяц минус 25 дней) еще нет контрактов спот, с учетом которых он будет исполняться. Курс фьючерса формируется без каких-либо реальных ориентиров, на одних ожиданиях трейдеров. А затем, когда спотовые контракты начнут заключаться, в их цене учитывается биржевой курс фьючерса.
КАКИЕ БЫВАЮТ ФЬЮЧЕРСЫ НА НЕФТЬ, КТО ТАКИЕ ХЕДЖЕРЫ И СПЕКУЛЯНТЫ
Фьючерс может быть поставочным — предполагает реальное исполнение обеими сторонами, или расчетным — когда при наступлении срока исполнения поставка не производится, а стороны лишь рассчитываются друг с другом, исходя из того, какой оказалась реальная цена предмета контракта.
В свою очередь фьючерсные трейдеры делятся на 2 группы: хеджеры и спекулянты. К первым относятся, например, авиакомпании, которые покупают фьючерсы на нефть, чтобы защититься от возможного увеличения цен на авиатопливо в будущем, и производители нефти, стремящиеся захеджировать (то есть застраховать) риски падения цен. То есть они могут зафиксировать фьючерсом сегодняшнюю цену, по которой им продадут нефть в будущем, как бы цена ни менялась. При этом доход производителя складывается из выручки от продажи нефти и биржевой маржи.
Спекулянты — это трейдеры, покупающие фьючерсы на основании своих предположений о движении цен на нефть, но не имеющие намерения реально покупать ее. Доход здесь получается на разнице в покупке и продаже фьючерсов. Можно торговать, даже не выходя из дома, и при грамотном подходе зарабатывать на разнице неплохие деньги.
Например, заключается расчетный фьючерсный контракт на поставку 1000 баррелей нефти по цене $50 за баррель со сроком исполнения 1 месяц. За это время на рынке могут сложиться разные ситуации. Если текущая цена нефти вырастет до $60 за баррель, держатель фьючерса вправе купить нефть на $10 дешевле и продать ее по текущей цене. Физической поставки тут не происходит — трейдер просто получает прибыль на разнице цен — сразу $10 тыс. (1000 баррелей х $10).
Если цена на нефть за месяц не изменилась, то баланс продавца и покупателя не изменяется, и оба остаются «при своих». Если цена на нефть снизится, скажем, до $40 за баррель, держатель фьючерса обязан купить нефть по цене на $10 выше текущей и потеряет те же $10 тыс. В любом случае расчетный нефтяной фьючерс физической поставки товара не предполагает.
Фьючерсный контракт заключается через электронную систему торгов. После этого фактической стороной по нему становится биржа, гарантирующая его исполнение. Для этого трейдер обязан внести определенный депозит. Ежедневно биржа считает вариационную маржу, так что трейдеру не нужно ждать срока исполнения, чтобы забрать свои деньги, если он вчера купил фьючерс дешевле, а сегодня продал дороже. Поэтому подавляющая доля нефтяных фьючерсов — расчетные, поставками нефти заканчивается менее 1% контрактов.
КАК СООТНОСИТСЯ ЦЕНА ФЬЮЧЕРСОВ И ЦЕНА РЕАЛЬНОЙ НЕФТИ
Таким образом, купля-продажа нефтяных (и любых других сырьевых) фьючерсов — это не рынок реальной «физической» нефти, а сугубо спекулятивная игра с финансовыми инструментами. Поэтому цены зависят не столько от объемов добычи и продажи нефти, сколько от динамики котировок и курса доллара (трейдеры на мировом рынке нефти придерживаются правила, что цена на нефть и курс доллара должны двигаться в противоположных направлениях). Разрыв биржевых фьючерсных цен и стоимости реального «физического» сырья довольно значителен. Например, когда Brent стоила $34 за баррель, стоимость расчетного для «физической» нефти сорта Dated Brent составляла $22,5, а для марки Urals — $20. Когда цены фьючерсов на баррель Brent или WTI на биржах растут, стоимость «физической» нефти может оставаться прежней или незначительно меняться.
Экономический смысл фьючерсов — страхование рисков производителей, получающих выбор: продать свой продукт по текущей цене или по будущей. Для этого они и создавались. Но современный фьючерсный рынок сам создает те риски, от которых должен страховать. Когда-то привязка контрактных цен нефти к котировкам фьючерсов позволяла сократить финансовые потери производителей и потребителей от деятельности посредников. Теперь все изменилось. Современные коммуникации позволяют на одном экране видеть весь рынок контрактов спот и игнорировать посредников. Но эти же коммуникации дали удаленный доступ к биржевым торгам всем желающим. Это резко увеличило количество чистых спекулянтов. В результате сегодня фьючерсы на нефть гораздо ликвиднее ее самой, а объем торгов ими только на бирже ICE примерно равен всей мировой добыче нефти.
Биржевой рынок нефтяных фьючерсов отражает экономическую ситуацию со спросом и предложением нефти лишь относительно общей динамики в течение достаточно большого периода времени. Например, снижение цен на нефть во второй половине 2019-го — начале 2020 года было обусловлено сланцевой нефтедобычей, развитием альтернативной энергетики, торможением роста китайской экономики, аномально теплой зимой и т.п. Так что объективно предложение опережало спрос.
Себестоимость нефти, объемы инвестиций и сроки окупаемости месторождений, транспортные расходы на фьючерсном рынке играют куда меньшую роль, чем данные технического анализа, слухи и «словесные интервенции» ньюсмейкеров — политиков, бизнесменов и аналитиков.
Информационные вбросы обеспечивают спекулятивные колебания биржевой цены на нефть на несколько дней или месяцев и часто имеют весьма отдаленное отношение к реальной стоимости нефти и потребностям мировой экономики. Фактически цена на нефть сегодня формируется спекулянтами, не имеющими никакого отношения к добыче и переработке нефти.
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНЫ НА НЕФТЬ В АПРЕЛЕ: ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ В РЕАЛЬНОСТИ
Когда 20 апреля фьючерсы на WTI на бирже NYMEX ушли в «минус», это не значит, что «физическую» нефть будут отдавать даром и в придачу приплачивать. Реально американская WTI стоит на терминале около $17, Brent — $18, Urals — $15. Это все равно очень мало. Для сравнения, в январе-феврале 2020 года Беларусь покупала в России нефть по $46,6 за баррель, а годом ранее — по $49,4.
В «минус 40» ушла лишь цена расчетно-поставочного майского фьючерса с экспирацией 20 апреля и поставкой в мае. Беспрецедентное падение обусловлено действительно уникальной ситуацией. Цены на нефть после сделки ОПЕК+ продолжили падение, тогда как часть спекулянтов тщетно ждала роста. Из-за пандемии коронавируса снизилось бытовое, промышленное и транспортное потребление, окончился отопительный сезон. Спрос на нефть упал на 22-23%, его оживление в ближайшие месяцы не предвидится, а производство планируется снизить на 10% с 1 мая. По данным Минэнерго США, суточные объемы переработки нефти снижаются уже вторую неделю подряд, запасы нефти за прошедшую неделю выросли на 19,25 млн баррелей — в 1,5 раза больше, чем ожидали эксперты.
Понедельник 20 апреля был последним днем, когда те, кто планировал купить нефть, те, кто просто хеджировал свои риски, и спекулянты должны были продать фьючерсы или брать на себя обязательства физически купить нефть. Но те, кто планировал такую покупку для себя с поставкой в мае, обнаружили, что залить куда-нибудь сырую нефть крайне проблемно. Хранилища заполнены, терминал Кушинг в Оклахоме не принимает, стоимость хранения растет. В море сейчас «плавает» в танкерах около 160 млн баррелей нефти, которую некуда сгружать, в том числе 120 млн — на 60 супертанкерах. Для сравнения: в феврале было загружено всего 10 таких судов, а в начале апреля — 25-30. При этом годовая стоимость фрахта в среднем увеличилась с $8 млн до $18 млн и, возможно, достигнет $30 млн.
Есть еще одно обстоятельство. На бирже в этот день торговались майские фьючерсы примерно на 225 млн баррелей нефти. Из них около 10% остались незакрытыми к дню экспирации, и покупать по ним дешевеющую нефть никто не собирался. Значительная часть фьючерсов, как и других финансовых инструментов, управляется роботами. Они реагируют на сигналы рынка просто: если рынок стабилен — держать, падает — закрывают позицию. Обнаружив «лишний» объем фьючерсов на 10-15 млн баррелей, искусственный разум реагирует по алгоритму — срочно продавать. В результате и сложилась столь уникальная ситуация, когда фьючерс на нефть на экспирации выпал в отрицательную зону.
С экономической точки зрения отрицательная цена на фьючерс означает, что издержки владения контрактом выше, чем потери от негативной цены. В данном случае продавец фьючерсного контракта готов приплатить покупателю контракта за то, что тот заберет у него сырую нефть и найдет, где ее хранить. С другой стороны, сейчас для некоторых нефтедобывающих компаний дешевле продать нефть по любой цене, чем останавливать добычу и консервировать скважины.
Поэтому июньские фьючерсы на WTI в понедельник падали на максимуме гораздо меньше — на 18%, или до $20,4 за баррель, а Brent — на 9%, до $25,6. Реальная нефть по-прежнему имеет «положительную» цену, хотя она на европейском спот-рынке тоже снизилась.