Современный самолёт состоит из двух членов экипажа, поэтому объём работы и решаемых в течении полета задач пилотами выше. Так например в самолёте прошлого поколения в кабине, помимо командира и второго пилота, трудились бортинженер, штурман, радист. Бортинженер отвечал за системы самолета, штурман обеспечивал навигацию, радист вел радиосвязь, а пилоты занимались пилотированием самолета.
В современных самолетах оставили двух пилотов, а остальных членов экипажа заменили автоматизированными системами. Но это не значит, что они работают полностью автоматически.
Примитивный пример, вы хотите помыть посуду, у Вас есть посудомоечная машина, для того чтобы получить результат мытой и сухой посуды в кухонном шкафу, вам необходимо удалить остатки еды с посуды в урну, загрузить посудомоечную машину, задать ей режим, вытащить и разложить посуду в кухонный шкаф. А если вдруг во время мойки посуды трубу прорвёт, кто побежит кран перекрывать? Без участия человека посуда сама не помоется. Системами в самолёте нужно управлять и их понимать. Теперь пилот стал и бортинженером и штурманом и бортрадистом.
Ну а как же делятся тогда сейчас обязанности между командиром и вторым пилотом. Перед подготовкой к рейсу в брифинговой комнате, при изучении погоды, ограничений и ряда других факторов, командир решает кто будет на рейсе пилотирующий пилот, а кто будет контролировать параметры полёта, следить и управлять всеми системами воздушного судна и ведение радиосвязи. Когда пилоты выполнят рейс и полетят обратно их обязанности, обычно, меняются для распределения нагрузки в экипаже, например, рейс Москва-Санкт Петербург-Москва пилотирующий пилот до Санкт Петербурга был второй пилот, то на рейсе Санкт Петербург-Москва будет командир.
Так после осмотра самолета, когда мы входим в кабину, мы уже знаем, кто сейчас будет брать на себя роль пилотирующего пилота, а кто роль «мониторинг» и у каждого появляются свои задачи и необходимые действия, которые строго должны быть выполнены по инструкции от производителя воздушного судна. До запуска двигателей пилоты готовят все системы и бортовой компьютер на предстоящий полёт. Ну и конечно всегда присутствует перекрестный контроль и проверка выполненных действий со стороны экипажа по «чек листу»