Найти тему
Generalissimus

Морские сражения античности. Битва у мыса Милы

В 264 году до н.э. между Римской республикой и Карфагеном началось открытое вооруженное противостояние за право военного, политического и торгово-экономического господства в центральной части акватории Средиземного моря. Войны между Римом и Карфагеном позже получат название Пунических. Дело в том, что римляне называли карфагенян «пунами», отсюда и произошло название целой серии войн.

Уже через два года после начала Первой Пунической войны римляне практически полностью овладели Сицилией, за исключением трёх портов, удерживаемых карфагенянами. Для полной и убедительной победы Риму требовался мощный и боеспособный флот. Для «вечного города» это было существенной проблемой, ведь республика до того момента вела исключительно сухопутные войны и кампании.

Всё решилось по воле случая. Во время одной из бурь на италийский берег было выброшено карфагенское боевое судно – пентера. Ею и воспользовались римляне для строительства своих собственных кораблей, взяв трофей за образец. При содействии сената строительству военного флота был придан государственный масштаб.

Уже к исходу 261 года до н.э. Римская республика располагала сотней пентер (римляне именовали их на свой манер квинкверемы). Кроме того, Рим изготовил двадцать трирем, сделанными по образцу триер греческих переселенцев, обосновавшихся на Сицилии и в Южной Италии. Весной 260 года до н.э. первую в истории Рима военную флотилию к берегам Сицилии повёл консул Гай Корнелий Сципион Азина.

Триремы Рима и Карфагена по своим основным характеристикам соответствовали греческим аналогам. Средняя длина этих судов составляла 40-45 м, ширина – 6-7 м, а водоизмещение – 230 тонн. Максимальная скорость хода триремы на веслах составляла 8-10 км/ч. Главным оружием корабля оставался заостренный клиновидный таран, обитый металлом, являвшийся продолжением киля.

Основные римские боевые корабли – бирема (верхний рисунок) и трирема (нижний рисунок)
Основные римские боевые корабли – бирема (верхний рисунок) и трирема (нижний рисунок)
-2

Гребцы триремы размещались в три яруса. На верхней палубе находились траниты – наиболее опытные и сильные гребцы, имевшие больше привилегий и получавшие высокое жалование. Средний ярус занимали зигиты, а нижний – таламиты (самые молодые и менее опытные члены экипажа). Для плавания на морских просторах трирема оснащалась съёмными мачтами – центральной с большим прямым парусом и малой наклонной в носовой части судна.

Римские и карфагенские квинкверемы имели чуть меньшие габариты, нежели греческие аналоги. В отличие от триремы пентеры имели четыре яруса вёсел (общее число их составляло 250 – по 25 в одном ряду; каждым веслом управлял один гребец). Согласованная работа гребцов достигалась за счёт соединения вёсел одного ряда общим канатом и применения специальных упоров, ограничивающих амплитуду гребных вращений.

Длина квинкверемы составляла 30-35 м, ширина – 5-6 м, а водоизмещение – 116-120 тонн. Судно снабжалось двумя съёмными мачтами в центре палубы и на юте (задняя часть палубы), больших прямых парусов, использовавшихся на открытой воде при попутном ветре. Мачты оснащались марсами – площадкой в верхней части мачты для наблюдения за горизонтом.

Первая Пуническая война (264-241 гг. до н.э.).
Первая Пуническая война (264-241 гг. до н.э.).

В своей первой морской битве у Липарских островов (к северу от Сицилии) Рим потерпел досадное и курьёзное поражение. Семнадцать боевых и транспортных кораблей под командованием Сципиона были блокированы двадцатью пунийскими судами в одном из проливов. Римские матросы – вчерашние крестьяне и ремесленники в страхе покинули свою эскадру, разбежавшись по округе.

Все римские суда без боя были захвачены карфагенским навархом (главным флотоводцем) Ганнибалом Гисгоном. В плену оказался и сам Гай Корнелий Сципион. Он стал первым в истории Рима консулом, плененным противником, за что и получил обидное прозвище «Осёл».

Лёгкая и бескровная победа внушила Гисгону ложную уверенность в быстром и окончательном разгроме главных морских сил «вечного города», которые теперь возглавлял второй консул Гай Дуилий. Самонадеянный Ганнибал Гисгон всего с полусотней пентер выступил навстречу римской эскадре, направлявшейся к Мессане (нынешний сицилийский порт Мессина).

Предположительное изображение Гая Дуилия
Предположительное изображение Гая Дуилия

Карфагенский флотоводец решил перехватить противника у итальянских берегов. Во время одной из стоянок пунийцы, не выставившие боевого охранения, были застигнуты врасплох римлянами. С большим трудом Гисгон сумел сняться с якоря и выйти в море, лишившись десятка судов.

Прибыв в Мессану, Дуилий дал своим морякам и воинам отдохнуть, а затем, починив суда, направился к Панорму (нынешний Палермо), где находился флот Карфагена. После недавнего конфуза Гисгон намеревался взять убедительный реванш. По карфагенским законам военачальника или флотоводца за поражение и неудачу в войне ждала мучительная казнь.

Пунийский флот взял курс на восток. Встреча противников состоялась близ мыса Миле (недалеко современного города Милаццо, расположенного на севере острова Сицилия). Под началом Ганнибала Гисгона имелось 130 боевых кораблей, у Гая Дуилия – около 120.

Римские боевые корабли эпохи Пунических войн
Римские боевые корабли эпохи Пунических войн

Второй раз подряд пунийский наварх (главный адмирал) проявил фатальную беспечность. Его эскадра шла рассыпным строем без предварительной разведки и головного дозора. Сам Гисгон, находясь на восьмиярусном вёсельном флагмане, с тридцатью кораблями далеко оторвался вперёд.

Заметив противника, пунийский адмирал, не дожидаясь подхода основных сил, устремился на римлян, не позаботившись о построении. Римский консул, наоборот, выстроил свои суда в виде многорядной прямоугольной фаланги, создав глубоко эшелонированный строй. Дуилий также приказал своим судам набирать скорость, не собираясь придерживаться оборонительной тактики. При первом же столкновении карфагеняне испытали настоящий шок.

Дело в том, что при непосредственном участии Гая Дуилия римляне разработали принципиально новое абордажное приспособление – «ворон». Оно представляло собой специальный абордажный мостик, снабженный на концах металлическими кольями и крючьями, которые буквально пронзали вражеские суда. В результате суда намертво прицепляясь друг другу.

«Ворон» прикреплялся к обеим сторонам бортов и с помощью рычага мог подниматься, опускаться и поворачиваться. Благодаря такой сцепке римляне лишали врага его главного козыря – скорости и маневрирования. Успешно зацепив карфагенские суда «воронами», римляне быстро превращали морскую битву в сухопутный бой, в котором были намного опытнее, решительнее и удачнее.

На верхнем рисунке внешний вид римской квинкверемы, оснащённой "вороном"  и его схематическое изображение. На нижних рисунках – практическое применение "ворона" в бою
На верхнем рисунке внешний вид римской квинкверемы, оснащённой "вороном" и его схематическое изображение. На нижних рисунках – практическое применение "ворона" в бою
-7
-8

Авангард флота Карфагена был рассеян и частично пущен на дно. Гисгон едва сумел на быстроходной шлюпке бежать к своим главным силам. Повторная атака пунийцев также была отражена с большими для них потерями. Вся маневренность карфагенских судов была нейтрализована вражескими «воронами». После упорной абордажной схватки пунийцы начали стихийно отступать.

Победа римского флота была полнейшей: 31 пунийское судно вместе с 3000 солдат и матросов пошло на дно, а ещё 13 кораблей и 7000 карфагенян были захвачены в качестве трофеев. Согласно античным римским источникам, Гай Дуилий потерь в кораблях не имел (лишь несколько судов имели повреждения и нуждались в починке), а убитыми и ранеными консул потерял пару сотен человек. По другим данным Рим всё же лишился 11 кораблей и около 2000 человек.

Абордажные схватки на римских и карфагенских кораблях
Абордажные схватки на римских и карфагенских кораблях
-10

Сразу после своей знаменательной и первой в истории Рима победы Дуилий высадил свои войска на Сицилии. Он снял осаду с Эгесты (нынешний порт Аугуста), а затем взял штурмом крепость Марцеллу (сегодня Марсала). В 259 году до н.э. римские войска высадились на Корсике, установив свой контроль над островом. Стратегическая инициатива и на море, и на суше перешла к Риму.

Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)