Ранее мы описали минимальную теоретическую базу для изменения бизнес-модели, а также 6 правил, которым необходимо следовать для сохранения бизнеса в период кризиса:
рассмотрели также структуру бизнес-модели как основного объекта при данном подходе к реновации бизнеса:
Теперь перейдём к описанию бизнес-модели, которую можно уже сейчас анализировать и закладывать к основу бизнеса, не зависимо от того, к какому размеру относится реновируемая бизнес-единица: малому, среднему или крупному.
Сосредоточимся пока на компоненте бизнес-модели, которая, по мнению автора, является ключевой: продажи и обслуживание клиентов.
Эта компонента включает в себя следующие этапы: маркетинг, промоушен, продажи, обработка запросов клиентов, логистика, работа с претензиями клиентов.
Применительно к текущей кризисной ситуации и тем ожиданиям, по мнению большинства экспертов, основные последствия изменений в бизнес-среде будут связаны с "удалённостью" (дистанционностью) выполнения перечисленных выше этапов. Эти изменения в бизнес-среде, по мнению большинства экспертов, неизбежно произойдут в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Другими словами, компании должны будут перестроить свои бизнес-процессы таким образом, чтобы эти этапы можно было бы выполнять без непосредственного общения с клиентами "лицом к лицу".
Если согласиться с этим мнением, то в общем-то ничего не мешает компаниям начать перестраивать свои бизнес-модели прямо сейчас. А если вспомнить правило №4 по сохранению бизнеса в кризис, то становится понятным, что в наибольшем выигрыше (или. по крайней мере. в наименьшем проигрыше) окажутся те компании, которые первыми начнут описываемую реновацию своего бизнеса.
Очевидно, что самым подходящим способом реализовать такие бизнес-процессы является использование IT-технологий.
В свою очередь, использование IT-технологий легко повлечёт вместе с собой возможность использования компанией результатов выполнения названных этапов, выполненных на "аутсорсинге". Аутсорсинговое выполнение этапов продаж в большинстве случаев может оказаться менее затратным для компании малого или среднего бизнеса. Выполнение соответствующих услуг специализирующимися именно на определённых этапах продаж компаниями может вполне оказаться более профессиональным и соответственно эффективным по сравнению с выполнением тех же этапов продаж собственным персоналом компании.
Всё было бы отлично с реализацией такой бизнес-модели, но основная текущая проблема состоит в том, что подавляющее большинство предприятий малого и существенная часть предприятий среднего бизнеса используют в своей деятельности так называемые "неисполнимые бизнес-процессы". Неисполнимые бизнес-процессы не возможно алгоритмизировать и, следовательно, автоматизировать. То есть до использования "удалённых" и "аутсорсинговых" услуг компаний-контрагентов на основе IT-технологий будет необходимо изменить бизнес-процессы в компании-заказчике таких услуг.
Приглашаю заинтересованных читателей (владельцев/совладельцев малого или среднего бизнеса) обращаться с запросами на анализ, модификацию существующих бизнес-моделей и создание новых бизнес-моделей применительно к существующей или вновь формируемой бизнес-среде. Обработка поступившего запроса будет включать в себя несколько возможных этапов:
- анализ конкретного бизнес-кейса и выработку рекомендаций владельцу бизнеса по изменению бизнес-модели;
- выработку рекомендаций по:
- изменению бизнес-процессов и организационной структуры предприятия;
- по повышению эффективности продаж;
- по автоматизации (цифровизации) бизнеса в части продаж и обслуживания клиентов;
-по способам привлечения внешнего финансирования в бизнес-проекты;
- анализ и выработка модификаций цепочек поставок продукции в условиях кризиса;
- анализ особенностей бизнес-процессов продаж сложной технической продукции и/или проектных продаж для конкретного предприятия.
С клиентами также можно обсуждать моё непосредственное участие в реализации и внедрению выработанных рекомендаций для конкретного предприятия.
Запросы лучше отсылать через http://vk.com/sergeypetrov57