Все мы родом из детства, эта статья поможет увидеть влияние детского опыта на взрослую жизнь.
Очень многое в нашей взрослой жизни зависит от того, какой тип привязанности сложился у нас в детстве. И как не удивительно, уже к 1,5 годам предопределяется характер наших взаимоотношений во взрослом возрасте.
Привязанность - это способность человека развивать базовое доверие к себе и значимым другим. Эта способность развивается с момента рождения. Младенец привязывается к значимому взрослому, который о нем заботится (чаще всего, хотя и не обязательно, это мать).
У новорождённых привязанность характеризуется поиском близости со значимым взрослым, когда ребенок встревожен или обеспокоен. Он ожидает получить защиту и эмоциональную поддержку.
В присутствии чуткого и отзывчивого взрослого ребёнок будет использовать его в качестве «надёжной базы» для исследования мира, как мира межличностных отношений, так и в целом окружающего его.
В противном случае, при невозможности покинуть непредсказуемые и холодные взаимоотношения с родителем, ребенок будет вынужден подстраиваться под них. Возникшие в этих отношениях эмоциональные привычки и реакции, с большой долей вероятности, будут проявляться во взрослом возрасте при построении близких отношений ( если с ребенком не происходит ничего, рвущего сложившийся шаблон). Таким образом, получается, что во взрослом возрасте мы строим отношения по одним и тем же схемам.
Наши отношения с партнером зависят от того, каким было наше детское общение со значимыми взрослыми. Ведь, исходя из той же логики , гармония в романтических отношениях (так же как и отношения ребенка со значимым взрослым), — это «надежная база», которая помогает справляться с вызовами окружающей среды.
Чем теснее и ближе отношения (например, романтические), тем ярче в них проявятся черты детской привязанности:
🔹страх близости
🔹невозможность установления длительных доверительных отношений
🔹недоверчивость
🔹сложность в выражении чувств
🔹чрезмерная беспомощность и пассивность
🔹беспричинная агрессия в близких отношениях
🔹зависимость
Вот далеко не полный список возможных проявлений последствий нарушения привязанности у взрослых.
Нарушенная привязанность. Как же это выглядит в жизни?
Живут себе на белом свете женщина Мария и мужчина Виктор.
Мария появилась у родителей рано, родители еще не успели насладиться своей молодостью и воспринимали ребенка обузой, отдавали ее на попечение бабушкам/тетям были с ней достаточно холодны и отстранены. У маленькой Марии сформировался некий комплекс неполноценности (ТАКОЕ отношение родителей -это моя вина, это я недостаточно хороша).
А еще она поняла во младенчестве, что если уж очень долго плакать, то контакт со значимым взрослым будет осуществлен, и сформировалось у нее представление о том, что если сильно-сильно захотеть, то «любовь» будет получена.
И она уходит в мир фантазий, в котором есть некий «спаситель», который будет постоянно рядом, станет неотъемлемой частью ее жизни, который сможет ее полюбить и спасти из этого эмоционального холода.
И становится для взрослой Марии поиск этого «спасителя», с желательно последующим установлением зависимых с ним отношений, неким смыслом жизни. Отношения для Марии - это слияние с партнером, размытие собственных границ.
И встречает Мария Виктора. И случается у них «любовь». И случается она не спроста. У Марии сформировался страх быть покинутой, который породил более глубокий внутренний, неосознаваемый страх самих отношений, а, вернее, близости и доверия. Поэтому, подсознательно отношения она будет выбирать сложные, желательно без возможного хеппи-энда.
С одной стороны, она хочет чувствовать, что в ней заинтересованы, однако с другой стороны, из-за страха интимных отношений будет выбирать партнёров, не склонных к глубоким, близким, доверительным отношениям. И Виктор становится отличной кандидатурой.
В младенчестве Виктора его мама узнает об изменах отца и они решают развестись. Мама увлечена своими внутренними переживаниями, и потребности маленького Виктора уходят на второй план. Часто его плач остается без ответа, его потребности не удовлетворяются достаточным образом. Какие-либо гарантии в получении внимания со стороны родителей отсутствуют.
Вследствие этого, у него сформировалось ощущение ненадежности и неустойчивости.
Стремление к маме, естественно, осталось, но он делает вывод, что «нет смысла чего-то желать». И растет Виктор с формированием жизненной позиции: мне не нужна поддержка, людям доверять нельзя, я сам, но, при этом, долго находиться в одиночестве я не могу.
У взрослого Виктора также нарушены персональные границы, ему свойственно отсутствие доверия к людям. Однако, здесь страхи на уровне сознания и подсознания противоположные: на сознательном уровне он боится интимности и психологической близости, а подсознательно – боится быть покинутым.
Взрослому Виктору важно установить контакт с выбранным человеком, при этом отличительной особенностью Виктора будет - страх потери свободы в отношениях. Радость от доверительной интимности вызывает у него тревогу и непереносимое напряжение.
Для Виктора будут свойственны отношения-маятник «пришел-ушел-пришел».
При знакомстве с Марией Виктор использует привычную для себя модель поведения. Он красив и настойчив в ухаживании, на интуитивном уровне он чувствует, что на Марию он как раз и может произвести желаемое впечатление, он чувствует слабость и ее необходимость в нем.
Мария «влюблена» и воодушевлена: «спаситель» найден! Она чрезмерно навязчива в своей заботе, объекту «любви» уделяется крайне много времени, она «жизни без него не представляет» и делает все для него.
Находясь на пике фантазий, она начинает проявлять всё большую требовательность к партнёру, касающуюся необходимости постоянного пребывания рядом с ним, нахождения с ним «на одной волне», потребности вместе решать все проблемы и думать в одном направлении. Такая требовательность не имеет границ.
Таким образом, Мария пытается реализовать нереализованные фантазии, не видя, что ее требовательность не соответствует реальности, вызывая отрицательные реакции у другого человека, фактически провоцируя его уход от этих отношений. В случае с Виктором значимость этого «давления» возрастает в несколько раз.
И Виктор уходит, так как для него эти отношения становятся «слишком» близки, на его свободу покусились. Активизируются его страхи оказаться под контролем и быть «поглощённым». В случае с Марией уход будет достаточно скорым, так как интенсивность ее посягательств на его свободу будет слишком велика. В случае с другими женщинами уход мог бы быть не столь скорым, но он бы все равно наступил тогда, когда отношения стали бы принимать «слишком» близкий характер.
Виктор, стремясь ослабить «давление», изымает себя из отношений. Затем же, по мере нарастания ощущения приближающейся покинутости, обратное движение «маятника» заставляет его вновь стремиться к сближению, а Мария и рада стараться, ведь «усилия и труд все перетрут» и она, наконец-то, сможет получить желаемое.
В данном примере Мария выступала в качестве примера «любовного аддикта», Виктор в качестве «аддикта избегания». Аддикт – значит «зависимый» (в данном случае зависимый от любви и от избегания).
Паттерны поведения совершенно не зависят от пола. В жизни создают пару и люди с одной направленностью, то есть, «Виктор-Виктор» / «Мария-Мария».
Отношения двух одинаковых любовных аддиктов носят крайне напряжённый и интенсивный характер, из жизни исключается всё, что не относится к межличностным отношениям, даже собственные дети. Это продолжает порочный круг - их дети «обречены» на отсутствие надежной привязанности.
Людей с ненадежным типом привязанности нельзя «исцелить» своей любовью. Работа с нарушениями привязанности и подобными аддикциями находится в ведении психотерапевтов и психологов. Это непростая работа, но она того стоит.
Будьте счастливы в здоровых отношениях.
Ваш психолог, Вероника Боженкова.
Подписывайтесь на мой канал - это позволит Вам не пропускать полезные статьи и упражнения.
Нажимайте Мне нравится - это позволит увидеть эту статью и другим читателям.
Задавайте вопросы под статьей, если что-то осталось непонятным, и я постараюсь ответить каждому.