COVID-19 внёс свои коррективы в нашу жизнь. Время сейчас сложное, непонятное, в связи с чем у работников «КАМАЗа» возникает много вопросов. За ответами мы обратились к заместителю генерального директора по персоналу и организационному развитию Александру Ушенину.
— Александр Михайлович, начнём с того, в каком графике работает «КАМАЗ» в нынешних условиях. Приведите статистику, сколько сотрудников работают на основном производстве, на «удалёнке», на 2/3, сколько числится в категории «65+»? Как им будут оплачиваться эти вынужденные графики работы?
— В среднем в течение суток выходят 70-71% работников «КАМАЗа» — они обеспечивают основное производство. Порядка 1100 человек находятся на «удалёнке» — это те, кто работают дистанционно с возможностью доступа к серверу. Оплата им всем будет начисляться по фактически отработанному времени. Около 1300 человек — люди в возрасте старше 65 лет, они все находятся на больничном. Ещё 2215 человек находятся на 2/3 от тарифа или оклада.
— Какую эффективность показала дистанционная работа в течение месяца? Не закрепится ли за работниками режим работы на «удалёнке» на постоянной основе?
— Люди меньше контактируют между собой, но при этом выполняют те же функции, что и находясь на рабочих местах. Стали активнее использовать Skype для бизнеса, а также платформу Zoom — сервис для проведения видеоконференций, онлайн-встреч и дистанционного обучения. Обмениваемся информацией по электронной почте и WhatsApp. Эта ситуация позволила отточить мастерство в использовании современных средств связи.
Думаю, что постоянной «удалёнка» не станет — живое общение просто необходимо. Но отдельные элементы, с которыми мы потренировались в сложившейся ситуации, очень нам пригодятся. К примеру, Skype-встречи позволяют собрать большое количество людей без перемещения, не теряя времени на дорогу.
— Вышел приказ о том, что с 15 июня «КАМАЗ» может перейти на график трёхдневной рабочей недели сроком на три месяца. Как при таком графике будет начисляться зарплата?
— Да, такой приказ есть, но окончательное решение будет принято в конце мая — начале июня. На это влияют три фактора: какая ситуация будет с коронавирусной инфекцией, как мы будем продавать свою продукцию и как сработают наши поставщики комплектующих. По прогнозу продавцов, заказына май, июнь и даже июль есть, поэтому есть большая надежда, что приказ не будет реализован. Но в обратном случае люди будут получать по фактически отработанному времени и количеству произведённой продукции.
— Похоже, настало время распределять деньги экономно?
— Расскажу с помощью цифр. 14 мая мы получим расчёт за апрель — это полностью отработанный месяц. Следующая оплата — майский аванс — будет 29 мая, и только за период с 12 по 16 мая. Это будет очень маленькая сумма, особенно для тех, кто на 2/3. Зарплата за май — с 16 числа и до конца месяца — будет выплачена 11 июня. Для тех, кто на 2/3, в неё войдёт и оплата за 6, 7 и 8 мая. Вот этот период — с 14 мая до 11 июня — будет самым тяжёлым. Деньги нужно расходовать очень бережно.
— Что будет с летней частью корпоративного отпуска?
— Его начало запланировано на 20 июля. Но если ситуация по коронавирусу будет ухудшаться, то для того, чтобы прервать цепочку заболеваний, мы продлим майские праздники корпоративным отпуском.
— Особые меры предосторожности применяются в столовых...
— Понимая, что столовые — одно из мест, где одновременно скапливается большое количество людей, мы предприняли максимум мер: установили график посещения столовых, для обеспечения безопасного расстояния сделали разметку на полу и за обеденными столами, ввели комплексные обеды и возможность бесконтактной оплаты по карточкам. Изначально предлагались два вида комплексных обедов, потом сделали ещё два, без первых блюд. Буфеты пришлось закрыть по двум причинам — их площади очень маленькие, и расчёт там зачастую идёт за наличные деньги, а они являются носителями вируса.
— «КАМАЗ» большое внимание уделяет самоизоляции сотрудников, вернувшихся из командировок…
— Наша компания одной из первых приняла меры на упреждение, когда ещё не было предписаний, постановлений Правительства РФ. Сначала мы прекратили зарубежные командировки, потом в Москву и Санкт-Петербург. Но есть такие командировки, которые отменить нельзя. Поэтому все возвратившиеся отправляются на двухнедельную самоизоляцию, а при проявлении симптомов болезни сдают тесты на коронавирус.
— Впереди 11-дневные майские праздники. Возможно, люди захотят выехать за пределы города, республики…
— Выехать без веских причин будет сложно: понадобится получить пропуск, зарегистрировавшись на специализированном сервисе РТ, либо справку с предприятия, которая подтверждает выезд по производственной необходимости.
— В рамках сложившихся обстоятельств есть ли текучка на «КАМАЗе», ведётся ли приём новых работников? Какие профессии сейчас востребованы?
— Есть и текучка, и приём. Но решения об увольнении люди стали принимать осторожнее, потому что видят, что в городе немного предприятий, которые работают. Приём мы ведём, но есть проблемы с прохождением медосмотров, пришлось обратиться к руководству республики. А по-прежнему востребованными остались вакансии водителей погрузчика, наладчиков, операторов линий, электриков, сварщиков.
— На какие меры господдержки может рассчитывать «КАМАЗ» в случае экономического кризиса, вызванного эпидемией?
— Кризис этого года сильно отличается от прежних, экономических, когда не было заказов, но людей можно было задействовать на других работах, переобучить их. Сейчас ситуация такая, что у нас есть заказы, но если коронавирус придёт, то работать мы не сможем. Мы подготовили соответствующие расчёты, письма в Правительство республики, обращения к Правительству РФ с тем, чтобы рассмотреть варианты занятости населения, временную занятость, опережающее обучение. Мы ищем решения.
— Отразится ли нынешняя ситуация на выполнении социальных обязательств компании, принятых Колдоговором на 2019–2021 год?
— Соцпакет, принятый профсоюзной конференцией, сохранён. Поскольку культурно-массовые мероприятия не проводятся, средства будем перераспределять на другие статьи: на санаторно-курортное лечение, отдых детей в оздоровительных лагерях, на поддержку молодых работников и т.д.
— Какие вызовы перед вами как перед работниками кадровой службы поставил коронавирус?
— Занятость службы персонала увеличилась в разы. Например, когда 3 апреля мы получили разрешение на возобновление работы «КАМАЗа», то необходимо было оформить около 30 тысяч пропусков за два выходных дня, оповестить всех о выходе на работу, определить сменность, рассказать, как будут ходить автобусы. Был создан чат для работников службы персонала, куда мы ежедневно выкладываем по 100-150 сообщений — это новые приказы, постановления, распорядительные документы по коронавирусной инфекции. Продолжаем проводить дистанционное обучение, дистанционно занимаемся подбором специалистов и развитием персонала. В связи с этим хочется поблагодарить руководителей подразделений, сотрудников службы персонала, службы быта, работников профсоюза, каждый день проверяющих, как обрабатываются автобусы и трамваи, как соблюдаются меры безопасной дистанции в столовых, масочный режим, обработка полов, помещений и т.д.
— Дайте советы камазовцам, как с наименьшими потерями пережить сложившиеся условия.
— В первую очередь, нужно соблюдать личную гигиену, обязательно носить маски и использовать дезинфицирующие средства. Если вы заметили у себя или коллеги первые симптомы болезни, не утаивайте этого, сообщайте руководителю. Так вы обезопасите себя и своё окружение. Старайтесь уменьшить количество контактов, оставайтесь дома или на даче. Важно экономить денежные средства, ведь никто не знает, как будут развиваться события. Главное — у нас сегодня есть работа. И будем надеяться, что наши продавцы найдут рынок сбыта автомобилей «КАМАЗ». Мы должны выстоять.
Интервью опубликовано в газете «Вести КАМАЗа» от 24.04.2020