Фильм "Последний самурай" я отношу к лучшим фильмам мирового кинематографа и считаю, что он несправедливо недооценен. Хотя, 39 номинаций и 15 полученных наград вкупе с со сборами, более чем в три раза превысившими бюджет, говорят о том, что картина была успешной.
Этот фильм понимают не все. В Японии он был куда более успешен, чем в США и в Европе - может быть, потому, что там любят видеть бледнолицых, несущих исключительно прогресс и просвещение темным народам?
Сюжет фильма основан на имевших место в XIX веке событиях, получивших название Реставрация Мейдзи. Европа наконец-то добралась до Японии, жившей все еще по средневековым укладам, и взялась за нее в полный оборот, причиняя пользу и неся просвещение. Молодой император Мейдзи с радостью шел навстречу индустриальной революции, но его проевропейская модернизация привела к значительному ослаблению позиций местных феодалов, которые лишились не только своих привилегий, но и вообще фактически оказались не у дел, поскольку их стали активно теснить мануфактурщики и зарождающаяся японская буржуазия. Самураев начали уничтожать как класс. Им запретили носить их оружие и традиционные прически в виде тугой косы на затылке и унижали неподчиняющихся, отрезая им косы публично. Именно это породило восстание самураев под предводительством Сайго Такамори. Естественно, у 400-т повстанцев не было шансов противостоять вооруженной огнестрельным оружием и пушками армии, численность которой оценивается приблизительно в 24 000 солдат и офицеров. Пули и осколки снарядов делали их боевые доспехи бесполезными. Повстанцы потерпели поражение, а Такамори был ранен и совершил ритуальное самоубийство сэппуку.
Образ капитана Нэйтана Олгрена, американца, вставшего на сторону мятежников, не имеет реального конкретного прототипа. Он собирательный, поскольку самураи европейского происхождения известны в Японии еще с начала 17 века. Однако есть два прототипа, схожесть с судьбами которых наибольшая. Это англичанин Уильям Адамс, который оказался "заперт" в Японии в 1600-м году и стал правой рукой Иэясэзу Токугавы, одного из самых влиятельных японских феодалов начала 17 века, и получивший от Токугавы щедрые дары и право носить оружие самурая, что фактически означало признание его самураем. И второй - француз Жюль Брюне, прибывший в Японию в 1876 году и добровольно примкнувший к повстанцам.
Фильм получился очень поэтичный, какой-то неземной, парящий, словно лепесток сакуры. Все в нем благородно и красиво, сдержано и очень музыкально, нежно, как взмах крыльев бабочки. Интересные актеры, интересные выпуклые образы, прекрасные завораживающие пейзажи.
Создателей картины упрекали в том, что они излишне романтизировали самураев и саму историю их сопротивления. На самом деле самураи были не столь благородными и своими подданными правили с жестокостью, а их образ жизни был "более испорченным" - среди самураев процветали гомосексуальные отношения с молодыми учениками, поскольку любовь к женщине считали за фактор, "размягчающий" мужчину, и самураи женились только для того, чтобы заиметь потомство. А знаменитый воспетый в поэмах кодекс "Бусидо" оказался чистой формальностью - европейцы были сильно удивлены, с какой легкостью самураи перебегали от сегуна к сегуну и предавали своих же.
Может быть и так. Но зритель уже устал от чернухи и постельных подробностей. Хочется чистоты отношений и помыслов. И у авторов это получилось. По большому счету фильм посвящен противостоянию продажного и бездуховного Запада и одухотворенной Японии, где по старинке верят в достоинство и честь и предпочтут умереть, чем предать друга, противостоянию оружия и души.
Присутствует в фильме и лав стори, очень тонкая, нежная, бережная и очень красивая.
Фильм идет более двух с половиной часов, но ни одна минута этого времени не потрачена напрасно. Вы испытаете массу самых разнообразных эмоций. Этот фильм можно изучать на каких-нибудь режиссерских курсах в качестве примера как надо снимать хорошие картины. Все огрехи и неточности полностью искупаются красотой и эмоциональной мощью. Актерский состав на высшем уровне. Брутальный и одновременно поэтически-утонченный Кэн Ватанабе. Накамура Ситиносукэ-второй в роли императора, который на самом деле очень сильно похож на реального Мейдзи. Невыразимо прекрасная Коюки Като. Выразительный Хироюки Санада. Тимоти Сполл - его роль совсем небольшая, но как он ее играет!
Некоторые критики упрекали авторов в том, что они от эпичной драмы скатились к слезливому мыльно-оперному финалу. Но мне видится, что именно такой финал для этого фильма логичен. Нейтан Олгрен перерождается за то время, которое находится среди самураев, впитывает их культуру и законы доблести. Вместе с этим новым осознанием себя он обретает и новую жизнь, поэтому именно такой финал я вижу наиболее правильным.