Найти тему
Цифровой писатель

Чем занимается редактор? Пишет тексты? Или проверяет чужие? Чем отличается от копирайтера? Вопросы о новой интернет-профессии

Оглавление
Источник фото: Unsplash
Источник фото: Unsplash

Во время коронавируса особенно актуальны интернет-профессии. И вот одна из таких — редактор. Ниже 6 вопросов о профессии, которые помогут понять, чем вообще такие люди занимаются и как ими становятся.

▶️ Первый раз слышу о редакторах. Разве в интернете не всё делают программисты?

Если брать сервисы, которыми пользуются обычные люди каждый день, то нет. Сервис (под ним можно понимать все что угодно, от сайта с новостями до приложения доставки еды) создается огромной командой специалистов, где у каждого своя роль. Программисты, если обобщать, делают так, чтобы сервис работал: в нем двигались элементы, проходили оплаты, чтобы сервера выдерживали нагрузку, когда пользователей слишком много.

Вот у редактора тоже есть свои задачи: в сервисе он отвечает за то, чтобы сделанный программистами продукт был понятен. Например, редактор готовит раздел справки, где пользователь может найти ответы на вопросы. Или пишет инструкции к конкретной функции, а потом рассказывает о ней в письмах или соцсетях. Может даже вести блог или журнал, чтобы о сервисе узнавали как можно больше людей, что приносило бы прибыль владельцам.

▶️ А зачем нужны тексты, если есть картинки? С ними же понятнее

Тут вы правы. Чаще всего проще объяснить какое-то понятие картинкой, а не расписывать, как оно работает на самом деле. Схемы, графики, иллюстрации — всё это хорошо работает на понимание материала. Правда, совсем от текста отказаться тоже нельзя: это такой же инструмент, и его нужно уметь использовать вместе с остальными.

Например, картинку может дополнить хорошая подпись. Или текст пригодится там, где картинку слишком долго загружать или у нее есть другие технические ограничения. В общем, текст и картинки нужны.

▶️ Для текстов правда нужны отдельные люди? Это же просто: бери и пиши

Писать умеют все, это правда. Любой из вас прямо сейчас может открыть текстовый редактор и начать набирать статью: как-нибудь, возможно, с путанными мыслями, но текст минут через десять появится. Другое дело — каким он будет? Сможет ли он что-то полезное донести? Объяснить новичку, как пользоваться продуктом?

Просто писать буквы может любой, кто окончил начальную школу. Дальше нужно учиться вкладывать в текст смысл, знать, когда он уместен, как им объяснить сложные вещи. Вот этому уже нужно учиться: как теории, так и отрабатывать на практике в компаниях.

▶️ А почему всех нельзя назвать одним словом?

Смотря у кого вы спрашиваете. С точки зрения обычного предпринимателя, которому нужны тексты, например, для кафе, проще называть всех «копирайтерами». На самом деле, здесь не будет разницы, если решена задача: получился понятный текст в меню, на сайте или в соцсетях.

Другие названия могут быть важны, например, для найма специалистов в компании побольше или под узкие задачи. Например, компания разобралась, что ей нужно, и ищет копирайтера для работы над текстом продающей страницы. А другой нужно поправить тексты в приложении. Тогда такого специалиста посадят в офисе поближе к дизайнерам и назовут UX-редактором.

▶️ Кто нанимает редакторов?

На самом деле, такие люди нужны везде: от маленьких кафе до госорганизаций. Их навык полезен там, где нужно кратко и понятно донести мысль. Чаще всего редакторы работают в рекламе: запускают рассылки, пишут текст для продающих страниц, управляют блогами компаний.

Вакансии появляются часто: кто-то берет в офис, кому-то хватает удаленной работы. Везде подход разный. Редактор даже может создать свое агентство и нанимать людей сам, оказывая услуги компаниям.

▶️ Где учатся на редакторов?

Из-за разницы в подходе к обучению, редакторы имеют разный уровень подготовки и вообще понимания задач. Кто-то проходит Школу редакторов Максима Ильяхова, кто-то учится в Нетологии или на других программах, кто-то сам учится писать тексты на практике. Многие зовут себя копирайтерами и выполняют другие задачи, хоть и похожие на те, что делает редактор.

Обычно копирайтеры не любят, когда их сравнивают с редакторами и говорят, что они в первую очередь текстом «продают». Уже потом выбирают для этого инструменты: текст, видео, сценарии, объяснения сложных вещей и так далее.

Понравилась статья? Подписывайтесь на мой блог 👾 Полезные статьи о текстах, редактуре и работе над собой для тех, кто пишет за деньги.