Когда 22 июня 1941 г германские войска вторглись в СССР, их главной ударной силой были бронетанковые войска. Собранные в четыре мощных «кулака», танки этих группировок могучими ударами пробивали бреши в советской обороне. Совершая широкие обходы и глубокие прорывы, немецкие танковые группы зажимали в «клещи» целые корпуса и армии. Одним из этих грозных «кулаков» стала танковая группа генерал-полковника Германа Гота, действовавшая на северном фланге германской группы армий «Центр». Группа Гота состояла из 4 танковых, 3 моторизованных и 4 пехотных дивизий. Переправившись 22 июня через реку Мемель, эта группа вторглась на территорию Литовской республики, захватила Вильнюс и, пройдя насквозь литовские земли, устремилась к Минску. Действуя по согласованию с двигавшейся южнее 2-й танковой группой генерала Гудериана, группа Гота сыграла важную роль в окружении советских приграничных армий Белорусского округа. За первые пять дней войны танки Гота с боями прошли 350 км, сойдясь 27 июня с танками Гудериана у Минска; так немцы замкнули «клещи», в которых оказались значительные силы советских войск западной группировки.
Главную роль в этом глубоком прорыве сыграли именно танки, поддержанные мотопехотой. Но если успех наступления группы Гудериана обеспечили имевшиеся у него в большом количестве средние танки, то скорость и дальность продвижения группы Гота – заслуга почти исключительно легких танков, которых у него было большинство. Причем не немецкие Pz.II, а танки чешского производства LP vz.38 «Прага», обозначавшиеся у немцев как Pz.Kpfw 38(t), или сокращенно – Pz.38(t). Из 942 танков, имевшихся 22 июня в группе Гота, 821 танк относился к классу легких, и 535 из них были типа «Прага». При этом в группе Гота было сосредоточено подавляющее большинство из имевшихся у Гитлера «немецких чехов». Лишь в действовавшей в группе армий «Север» 8-й танковой дивизии числилось еще 125 танков этого типа. Так что, «Прагу» по праву можно назвать главной ударной силой 3-й танковой группы, которой командовал генерал Гот. И именно этой чешской машине в значительной мере принадлежит заслуга в успехах немецкого блицкрига на прибалтийском и белорусском участках фронта в первые недели войны.
Откуда взялись в германской армии чешские танки, и что они собой представляли?
Танк «Прага» разрабатывался с 1936 по 1938 год для армии Чехословакии; в заводских документах он числился как TNHP, а армейское обозначение получил: LP vz.38. Правда, ни один танк этой версии в чешскую армию не попал: когда в 1939 г. Германия захватила Чехию, еще находившиеся на пражском заводе только что изготовленные танки оказались в руках немцев. Те «обкатали» на испытаниях неожиданно «свалившуюся» на них машину, и решили принять танк на вооружение, обозначив его на свой лад: PzKpfw 38(t). «Прага» немцам понравилась. Хотя она и была легким танком поддержки пехоты, высокие технические и боевые качества этой машины позволили германским танкистам в самом начале 2-й Мировой войны с успехом использовать Pz.38(t) и в качестве танка прорыва.
По своим характеристикам легкий LT vz.38 не только превосходил все немецкие танки того же класса, но даже не уступал основному немецкому среднему танку того времени – Pz.III. При массе 9,7 т «Прага» имела толщину броневых листов от 25 (лоб) до 15 (борт) мм. Танк вооружался 37‑мм пушкой «Шкода» с очень высокой пробивной способностью, и двумя 7,92‑мм пулемётами. Имевшаяся на танке наблюдательная башенка обеспечивала командиру хороший обзор, а радиостанция - устойчивую радиосвязь на дальности до 5–9 км. Но системы внутренней связи не было, и командиру приходилось общаться с механиком-водителем при помощи разноцветных сигнальных огней.
Механическая часть танка отличалась потрясающей для того времени надежностью. Двигатель мощностью 125 л.с. позволял развивать скорость до 48 км/ч на шоссе и около 20 км/ч по пересечённой местности. Запас хода на одной заправке топливом составлял 230 км. Благодаря своей трансмиссии и механизмам поворота «Прага» обладала высокими маневренными характеристиками, легко проходила участки мягкого грунта и, как потом показал опыт войны в России, могла «проползать» даже там, где вязли знаменитые «тридцатьчетверки». К явным недостаткам чехословацкой машины можно отнести устаревшую для конца 1930‑х годов технологию изготовления корпуса и башни – клёпкой на каркасе из уголков (что впоследствии привело к большим потерям в личном составе – при попадании снаряда в броню срезанные заклепки и болты разлетались по всему боевому отделению, поражая танкистов).
Триумф «Праги» в Европе
Так как летом 1939 года Германия готовилась к войне «за расширение жизненного пространства», ей было крайне необходимо быстро снабдить свою армию самым мощным оружием. Но собственное танковое производство в Германии сильно отставало от потребностей армии. Например, из планируемого пополнения в 244 средних танка Pz.III армия получила только 45 (!) этих машин. В такой ситуации немцы просто не могли пройти мимо хорошего танка, серийное производство которого практически уже было налажено. Тем более что по вооружению и бронированию лёгкая чехословацкая машина была почти аналогична среднему немецкому танку Pz.III. В результате уже к августу 1939 года танками Pz.38(t) укомплектовали 67‑й танковый батальон 3‑й лёгкой дивизии из 15‑го лёгкого корпуса генерала Герман Гота. Все 57 «Праг» действовали на правом фланге 10‑й армии, и под Ченстоховым именно они подверглись знаменитой атаке польских эскадронов из кавалерийской Краковской бригады. В этом бою, закончившемся плачевно для польской конницы, были подбиты два танка Pz.38(t). Завершили «Праги» Польскую кампанию под Модлиным; всего за время боёв было безвозвратно потеряно семь танков Pz.38(t). По завершении Польской кампании все лёгкие дивизии Вермахта переформировали в танковые; 3‑я лёгкая дивизия стала 8‑й танковой, а 67‑й танковый батальон развернули в 10‑й танковый полк.
Накануне Французской кампании «Праги» имелись уже в составе двух танковых дивизий. В 7‑й танковой дивизии насчитывалось 235 танков, из которых 99 были типа Pz.38(t); в 8‑й танковой дивизии, состоявшей из 212 танков, имелась 131 «Прага».
7‑я танковая дивизия генерала Эрвина Роммеля входила в XV танковый корпус генерала Гота. Форсировав реку Мёз и прорвав «Линию Мажино» 7‑я танковая нанесла поражение 1‑й французской бронетанковой дивизии. Лёгкие «Праги» и Pz.II немцев выиграли бой с непробиваемыми, но медлительными и неповоротливыми французскими машинами - за счёт превосходства в тактике, в скорости и в манёвре, а так же благодаря инициативе младших командиров, не боявшихся принимать ответственные решения без оглядки на начальство. Немаловажным оказался для победы и явный полководческий талант генерала Роммеля.
Затем 7‑я танковая вышла к Ла‑Маншу, отрезав Британские экспедиционные силы от их базы в Шербуре, и отразила все контратаки англичан в районе Арраса. В боях во Франции 7-я танковая заработала прозвище «Дивизия-призрак»: даже германское командование не представляло, где находится эта дивизия; а она, благодаря скорости передвижения, всегда оказывалась там, где французы и англичане меньше всего ждали появления немцев. За время Французской кампании потери 7‑й и 8‑й танковых дивизий в чехословацких боевых машинах составили 54 единицы, но из них только 6 танков оказались потеряны безвозвратно; остальные после победы были отремонтированы и вернулись в строй. Еще 7 «Праг» 8‑я танковая дивизия потеряла во время участия в операции «Марита» – нападении на Грецию и Югославию в апреле 1941 года. Таким образом, после двух лет войны танки «Прага» подошли к началу боевых действий против Советского Союза в достаточно большом количестве, овеянные ореолом славы лучших легких танков германской армии. И, как уже говорилось, подавляющая часть этих машин накануне новой войны была сведена в 3-ю танковую группу генерала Германа Гота.
«Прага» в СССР: закат славы
22 июня 1941 года 3-я танковая группа Гота включала в себя два моторизованных (39-й и 57-й) и два пехотных корпуса. Моторизованные корпуса были главной ударной силой группировки, взламывавшей оборону противника. Двигавшиеся следом пехотные корпуса закрепляли успех, очищая захваченные территории от остатков разбитых вражеских войск.
В 39-м моторизованном корпусе имелось 494 танка (из них 297 «Праг»). В 57-м моторизованном корпусе было 448 танков (в том числе 238 «Праг»). Итого 3-я танковая группа генерала насчитывала 942 танка, из которых только 121 был средним, а 821 – легким. Из них «Праг» было 535.
Этот «бронированный кулак» генерала Гота и взломал мощным ударом советскую оборону на границе Литовской республики. Захватив Вильнюс, танки 3-й группы устремились к Минску – совместно с двигавшейся южнее группой Гудериана замыкая кольцо вокруг советских войск в Белоруссии. Захватив Минск и оставив оказавшиеся в окружении без связи и снабжения советские подразделения погибать под ударами идущих следом войск, обе танковые группы ринулись к Смоленску. Однако, чем дальше германцы вторгались в советские земли, тем очевиднее становилось, что им не хватает войск для захвата обширных российских территорий. Для сохранения взятого темпа наступления немцам приходилось вновь и вновь совершать охваты советских войск, при этом все больше и больше рассеивая свои силы по русским просторам. Обширная западная граница СССР в действительности оказалась лишь «горлышком огромной бутылки», в которую теперь проваливались германские войска. И чтобы самим не оказаться окруженными, немцам приходилось все шире и шире раздвигать «пальцы» своих частей, превращая «сжатые кулаки» в «растопыренные ладони». Уже перед Смоленском группе Гота пришлось разделиться: 39-й моторизованный корпус прорывался на восток - к Витебску, а 57-й моторизованный корпус двинулся на северо-восток, и атаковал Полоцк, а затем Невель. Действовавшие южнее танки Гудериана тем временем ворвались в Смоленск. Но тут советские войска перешли в контрнаступление; последующие полтора месяца немцы и русские во встречных боях перемалывали силы друг друга, пока советские войска из-за огромных потерь не перешли к обороне.
Тогда Гудериан повернул свои танки на юг – на Киев; Гот же затормозился в зоне Невель - Смоленск: его потрепанным корпусам требовалась передышка. Потери были огромны; больше всех пострадала «призрачная» 7-я танковая дивизия 39-го моторизованного корпуса: к концу Смоленского сражения в ней было «выбито» более половины танков. А тут еще у Гота забрали менее других пострадавшую 12-ю танковую дивизию, передав ее 16-й армии группы «Север» для участия в наступлении на Ленинград. Так что пришлось обескровленной 3-й танковой группе оставаться на своих позициях, стараясь восполнить потери ремонтом собранных по полям боев подбитых танков.
Лишь в начале ноября заметно поредевшая на «броню» 3-я танковая группа продолжила продвижение вглубь советской территории. Через Ржев, Калинин и Клин ее танки наступали на Москву, охватывая столицу СССР с севера. В конце ноября 1941 года подразделения этой группы нанесли удар в стык между 30‑й и 16‑й армиями, прорвали их оборону и вышли к каналу Москва‑Волга.
Боевая группа полковника Мантойфеля (25‑й танковый и 6‑й стрелковый полки из 7-й «дивизии-призрака») в ночь на 28 ноября завладела мостом в Яхроме. Переправившись через канал, танки Мантойфеля устремились к Дмитрову, где находились советские армейские штабы. Но тут изрядно поредевшим «Прагам» преградил дорогу бронепоезд № 73 войск НКВД – единственная сила, которую здесь смогли противопоставить врагу русские. В тяжелом бою, продолжавшемся почти сутки, немцы потеряли 12 танков, 24 автомашины и не менее 700 солдат и офицеров. Затем спешно стянутые к месту прорыва советские танковые батальоны при поддержке артиллерии бронепоезда отбросили остановившихся немцев на западный берег канала, окончательно сорвав попытки противника взять Москву в кольцо.
В эти дни 7‑я танковая дивизия потеряла свои последние Pz.38(t), и была отведена во Францию. В 19-й и 20-й танковых дивизиях группы к началу 1942 г. осталось всего по одному батальону из трех, положенных по штату. Не лучше обстояло дело и в двух «северных» дивизиях «Праг», воевавших под Ленинградом. К июню 1942 в 8-й танковой осталось всего 65 «Праг» - почти половина от количества этих танков, имевшихся в дивизии в начале войны. И это была «самая счастливая» дивизия чешских танков! Воевавшая рядом с ней 12-я танковая (ранее принадлежавшая группе Гота) была почти полностью разгромлена, и отведена в тыл на восстановление…
Общие же потери Вермахта в танках Pz.38(t) за 1941 год составили 796 единиц. Такую огромную убыль быстро восполнить было невозможно, да уже и не нужно: блиставшие в войне на Западе «Праги» в боях на Востоке почти мгновенно устарели. Мощные пушки советских танков раскалывали броню «Праг» на максимальной дистанции – как стекло! Болты и заклепки крепежа бронелистов не выдерживали даже взрывов советских ручных противотанковой гранат, которыми бойцы РККА засыпали прорывающиеся сквозь них танки.
В течение первой половины 1942 года стало очевидным, что не имевшие резервов для модернизации и усиления Pz.38(t) уже совершенно не годятся для борьбы с массово поступавшими в советские танковые войска «тридцатьчетверками» и «кавэшками». Поэтому в июле 1942 г производство Pz.38(t) было прекращено, и пражский танковый завод перешел на изготовление самоходных орудий. Правда, в 1942 году, пока новых танков Т-34 и КВ у русских было еще недостаточно, «Праги» продолжали свою службу в германских частях, хотя в гораздо меньших количествах, чем ранее.
К лету 1942 благодаря последним заводским пополнениям и восстановлению подбитых машин пять немецких танковых дивизий располагали 182 Pz.38(t); однако теперь «Праги» уже не являлись в них основной массой. А к началу 1943 года немцы потеряли в боях еще более сотни «Праг»; время славы Pz.38(t) явно закончилось, и весной 1943 года немногие уцелевшие Pz.38(t) были окончательно изъяты из боевых танковых частей Восточного фронта…
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.