Найти тему
Александр Седов

Кайдановский против Ливанова: другой Шерлок Холмс - 2

Предыдущую 1 часть можно прочесть здесь

Александр СЕДОВ (с)

... И всё же давайте пофантазируем, каким Шерлоком Холмсом мог стать актёр Александр Кайдановский.

Итак, артистизм, пижонство, интеллект, целеустремлённость, двойственность характера, азарт, любовь к риску… Что ещё?

Наверное, ещё эгоизм. Холмс Кайдановского, полагаю, согласился бы на квартирное соседство Ватсона из обыкновения ставить опыты над профанным сознанием. На сомнительные авантюры он подбивал бы военврача вкрадчивым голосом Степлтона. И с ловкостью чёрта то внезапно появлялся дома, то загадочно исчезал. Такой Холмс интриговал бы соседа Ватсона и нашего брата зрителя не меньше Ливанова (а в чём-то, может, и больше), но как личность оставался бы закрытым, отгороженным от мира, даже в минуту задушевного разговора. Всё это, подчёркиваю, только гипотеза – дальше фотопробы дело не продвинулось.

-2

Формально такой портрет не противоречит Шерлоку Холмсу. Как замечает режиссёр Масленников, «Кайдановский был бы именно таким «идеальным» Холмсом – холодным и механистичным». (Вспомним сыгранного Кайдановским робота с обликом человека из фантастического фильма «Дознание пилота Пиркса».)

Так могла бы выглядеть сцена встречи Шерлока Холмса и мисс Элен Стоунер (из рассказа "Пёстрая лента") на Бейкер-стрит - кадры из фильма "Рассказ неизвестного человека", 1980 г.
Так могла бы выглядеть сцена встречи Шерлока Холмса и мисс Элен Стоунер (из рассказа "Пёстрая лента") на Бейкер-стрит - кадры из фильма "Рассказ неизвестного человека", 1980 г.
-4

Снискал бы он столько же народного признания и любви, как это удалось Холмсу-Ливанову? Не думаю. Вычислительная машина может поразить точностью и скоростью счёта, элегантным дизайном, оригинальностью исполнения, наконец, уникальностью – существованием в единичном экземпляре. Может даже глубоко опечалить зрителей фактом своей «гибели» в Рейхенбахском водопаде. В конце концов, может дать ощутить ужас от «эмоционального перегрева» – и тогда в характере Холмса проступили бы черты надломленного Сталкера, искажённого грузом пережитого. На миг показалось бы, что психика героя как бы оплавлена, стеснена эмоцией – опасным вирусом для «идеального» Холмса. Всё могло бы выглядеть так… ну или примерно так… Но стать искренним другом Ватсону и телеаудитории, и поддерживать дружбу на протяжении одиннадцати серий – сомневаюсь.

А. Кайдановский в фильме "Игрок" (1972)
А. Кайдановский в фильме "Игрок" (1972)

Может, всего-то и нужно это удачно найти Ватсона – такого, кто способен общаться с человеком, похожим на «вещь-в-себе»? Ватсон, подходящий только ему – как только ему подходящие трубка, костюм, галстук… Как там у Конан Дойла: «Я был где-то в одном ряду с его скрипкой, крепким табаком, его дочерна обкуренной трубкой, справочниками и другими, быть может, более предосудительными привычками…» Найти такого актёра… Кто бы это мог быть? Виталий Соломин? Олег Басилашвили? Но если бросить взгляд на фильмографию Кайдановского в целом, можно заметить, что темы дружбы артист нигде не вёл, не включал в свой актёрский репертуар. Вряд ли сложилось это по невнимательности режиссёров, помимо воли артиста и вопреки его характеру. Скорее наоборот – галерея образов Кайдановского складывалась в духе того отшельнического обаяния актёра, которое так ярко блеснуло в Сталкере.

-6

А вот Шерлок Холмс – в исполнении Василия Ливанова – не просто стал частью дружеского союза «не-разлей-вода». Едва ли не в каждом интервью Ливанов подчёркивает это особое качество своего дуэта с Соломиным: «Можно сыграть любовь, не любя, но сыграть дружбу, не дружа, невозможно, так как любовь может быть безответной, а дружба невзаимной не бывает». Это сформулированное актёром кредо подтверждают не только наши зрители, но и английские – самые пристрастные судьи фильмов об англичанине Холмсе. Практически ни одна рецензия – профессионального критика или рядового блогера-зрителя – не обходится без упоминания особой «химии отношений» между Холмсом-Ливановым и Ватсоном-Соломиным. Дружба главных героев – первое и главное качество, которое выделяют западные рецензенты.

-7

Разумеется, многое тут совпало: остроумный сценарий, изобретательные художники и оператор, замечательная музыка… Была, правда, и закономерность. Закономерность выбора, коль скоро режиссёр настоял на кандидатуре Ливанова. Тема дружбы – этакого советского мушкетёрства «шестидесятников» обозначилась у актёра Ливанова уже в первых фильмах и затем сопровождала его кинокарьеру символическим пунктиром («Неотправленное письмо», «Коллеги» и далее). Режиссёр Масленников не мог не отметить эту особость, пускай не выделяя её среди прочих «шерлокхолмсовских» качеств актёра.

Здесь, на мой взгляд, и кроется главное различие между Холмсом, сыгранным Ливановым, и Холмсом, не сыгранным Кайдановским. Я ни в коем случае не хочу сказать, что Александр Кайдановский как человек не был способен на дружбу. Воспоминания его друзей – как из актёрской среды, так и извне – говорят об обратном. Но, очевидно, что этой стороной своего характера Кайдановский не хотел открываться кинематографу.

Имел бы фильм с таким Холмсом продолжение, новые серии? Думаю, нет. Сериала не получилось бы, наверное. Подобно главному герою, фильм замкнулся бы на себе, остался бы единичной и очень эстетской попыткой. Но не возвысился бы до уровня социального явления, в отличие от фильма с Ливановым и Соломиным, в котором стержневой темой, как неоднократно подчёркивал Масленников, проходит дружба двух героев и её испытание.

Тут следует сделать одно отступление. Фильм с Холмсом-Ливановым и Ватсоном-Соломиным был не единственной телевизионной премьерой, воспевшей в телесезоне 1979-80-г. крепкую мужскую дружбу. Более чем буквально это было сделано перед новым годом в киномюзикле «Д`Артаньян и три мушкетёра». А месяцем раньше сразу после Дня милиции серьёзным испытаниям подверглась крепкая дружба муровских сыщиков Жеглова и Шарапова в сериале «Место встречи изменить нельзя». Стоит напомнить, что главные герои из этих фильмов на долгие годы остались в нашем общественном сознании эталонными представлениями, «иконами» популярной культуры. Говорим: Холмс и Ватсон – подразумеваем Ливанова и Соломина. Если Д`Артаньян – то Боярский, Атос – Смехов и т.д. И даже одинокий поэт Высоцкий стал частью дружеского дуэта. Почему именно эта тема и в такой форме выстрелила в приключенческом кино и именно в тот год – вопрос особый.

-8
-9

другие мои статьи и переводы на близкие или пересекающиеся темы: мои публикации из цикла "Их взгляд на нашего Холмса": 1 часть, 2 часть, 3 часть, 4 часть, 5 часть, 6 часть, 7 часть, 8 часть / 40 лет фильму "Шерлок Холмс и доктор Ватсон" (интервью со мной) / Наш "Холмс" как икона / Выдуманная Англия - наше английское кино / Принц Флоризель против Шерлока Холмса / А точно ли он - Шерлок Холмс? - часть 1 (о Холмсе из фильма Гая Ричи), часть 2 (о Шерлоке в исп. Бенедикта Камбербетча) / Деликатный детектив на фоне революции / О Штирлице бедном замолвите слово / Следствие по делу о Знатоках / Жеглов - моя фамилия / Тихонов против Тихонова / О милицейских кинодетективах / Если бы "Спрут" снимали в СССР - 1 часть , 2 часть / и т.д.