Найти тему
Плёнки и винил

Спейс-рокеры: затерянная в космосе субкультура

Продолжаем откапывать оригинальные молодежные субкультуры: раньше писали о свингерах из Третьего рейха и смешно танцевавших шарпи из Австралии (которые никак не связаны с более известными шарпами).

Поговорим о не менее редких любителях космического рока или спейс-рокерах.

Есть такая книга автора Сэма Ни The Bag I'm In: Underground Music and Fashion in Britain, 1960-1990, справочник по молодежным субкультурам Англии, их музыке и манере одеваться.

Там на одной из иллюстраций и приводится пример внешнего вида спейс-рокеров.

У неё: длинные приглаженные волосы с прямым пробором и космо-психоделический макияж; шарф с изображениями планет; кулон-ключ, символизирующий ключ к саду чувственных наслаждений; сабо на пробковой платформе, разрисованной вручную видами далёкого космоса. У него: обвислая войлочная шляпа в стиле бохо поверх длинных сальных волос; старый армейский тренч с крупными значками групп The Pink Fairies и Neu!; футболка International Times; пряжка с изображением Стоунхенджа; оборванные джинсы клёш; кеды из Вулворта, нашивка Hawkwind.
У неё: длинные приглаженные волосы с прямым пробором и космо-психоделический макияж; шарф с изображениями планет; кулон-ключ, символизирующий ключ к саду чувственных наслаждений; сабо на пробковой платформе, разрисованной вручную видами далёкого космоса. У него: обвислая войлочная шляпа в стиле бохо поверх длинных сальных волос; старый армейский тренч с крупными значками групп The Pink Fairies и Neu!; футболка International Times; пряжка с изображением Стоунхенджа; оборванные джинсы клёш; кеды из Вулворта, нашивка Hawkwind.

Действительно, в Англии начала 70-х, особенно в предместьях Лондона вроде Ледброк Гроув собирались молодые люди, заимствовавших многие черты хиппи: длинные волосы, пристрастие к психоделикам, жизнь в коммунах...

-3

Но кое-какие нюансы были и новыми: глубокое увлечение научной фантастикой (зачастую контркультурной, публиковавшейся в журналах типа International Times), подогреваемое успехами освоения космоса человечеством в 60-х, политический радикализм, критичное отношение к истеблишменту с позиций анархизма, музыкальные вкусы: вместо мелодичной психоделии и фолка минималистичные, часто гипнотически монотонные и более тяжелые по звучанию композиции немецких краут-групп (в свою очередь, часто называвших своим источником вдохновения Velvet Underground).

А также музыку британских спейс-роковых групп Pink Fairies и Hawkwind.

Hawkwind
Hawkwind
Анархизм, тяжелая примитивная музыка, агрессивное неприятие социума роднят спейс-рокеров с панками. Фанатами Hawkwind были такие панк-музыканты, как Джимми Перси из Sham 69, Питер Хук из Joy Division, Джелло Биафра из Dead Kennedys, Жан-Жак Бёрнел из The Stranglers.
А вот и молодой поклонник Hawkwind Джонни Лайдон (впоследствии - Роттен), вокалист Sex Pistols. Он писал: "До того, как я ушел из дома, мама часто поднималась ко мне и спрашивала на своем суровом ирландском говоре: «Что ты там принес, парень, я слышала какие-то звуки, и они мне понравились!» «Нет, мам, тебе не понравится, – говорил я. – Это первый альбом Hawkwind». Она садилась, слушала и врубалась. Ей искренне нравилось".
А вот и молодой поклонник Hawkwind Джонни Лайдон (впоследствии - Роттен), вокалист Sex Pistols. Он писал: "До того, как я ушел из дома, мама часто поднималась ко мне и спрашивала на своем суровом ирландском говоре: «Что ты там принес, парень, я слышала какие-то звуки, и они мне понравились!» «Нет, мам, тебе не понравится, – говорил я. – Это первый альбом Hawkwind». Она садилась, слушала и врубалась. Ей искренне нравилось".

В начале 70-х, когда в США фестивальное движение закатилось после трагедии в Алтамонте, где на концерте «Роллинг стоунз» охранниками из числа байкеров был убит один зритель, в Англии бесплатные фестивали только набирали обороты. Часто именно там собирались спейс-рокеры. Как правило, музыканты ничего не получали за свое творчество, кроме доходов с продажи атрибутики и добровольной помощи фанов.

Писатель-фантаст Майкл Муркок на выступлении Hawkwind.
Писатель-фантаст Майкл Муркок на выступлении Hawkwind.

Вскоре местом проведения таких фестивалей стал Стоунхендж (пока однажды в середине 80-х полиция не учинила там жёсткий разгон).

Вид на Стоунхендж во время фестиваля 1982 года.
Вид на Стоунхендж во время фестиваля 1982 года.
Но самое странное, что о спейс-рокерах как о субкультуре сегодня практически не найти упоминаний, кроме разве что той книги, с которой мы и начали свой разговор о них.