Эта статья была написана мной 11 ноября 2019 года. Она не связана с коронавирусом, Конституцией, обнулением, отрицательной стоимостью нефти, QR-кодами и другими бурно обсуждаемыми сегодня темами.
Статья посвящена тем, кто решил покинуть свой родной город и тем, кто остается...
Итак, в феврале 2019 было принято решение переезда из Саратова в Москву. Решение не было связано с воцарившимся хаосом в плане проезда и прохода по наглухо занесенному снегом городу.
Нескончаемые на протяжении нескольких месяцев десятибалльные пробки, застрявшие на подъезде к городу пассажирские поезда, обрушивающиеся под тяжестью снега то здесь, то там крыши и фасады старых домов, опасно свисающие над головой огромные, больше человеческого роста, сосульки, парализованность общественного транспорта, почти полное бездействие региональных властей, подкрепляемое распространяемыми в народе слухами о продаже или сдаче в аренду снегоуборочной техники в соседние области, и СНЕГ, нескончаемый снегопад, который лично у меня не вызывал больше ни раздражения, ни злости, а лишь блаженную улыбку и ухмылку - ничто из перечисленного не явилось основной причиной моего переезда в Москву - пожалуй, лучший город в России по благоустройству.
Причина была проста и банальна. Наш некогда известный на всю страну проектный институт, в котором я трудился еще со студенческой скамьи, в незыблемость и могущество которого я свято верил на протяжении нескольких лет, обеспечивающий меня и мою семью безбедным существованием по саратовским меркам, внезапно утратил былую силу и мою веру в дальнейшую жизнь без нужды.
Я считаю себя достаточно грамотным и опытным специалистом в своей профессии, раз в жизни уже делал попытку сменить сферу деятельности, но досада от дальнейшей невостребованности моих опыта и знаний побудила вновь вернуться к своей специальности. Но конкретно для себя перспектив роста и дальнейшего развития в стенах родного института, являющегося в Саратове самым могучим в своем направлении, я в обозримом будущем не видел. А пробивать себе дорогу вверх, ступая по головам и обливая грязью других, я не умею и не хочу.
И вот в то время, когда уже семейный бюджет истощал до выборочных покупок по "красной цене", а я дополнительно подрабатывал в такси и в автошколе, мне предложили работу в Москве по специальности. Сказать честно, я не стал долго раздумывать и согласился.
Если по правде, Москву тогда я не очень любил, считал ее огромным шумным муравейником, как считает большинство таких же провинциалов, наверное. Хотя прожить всю жизнь в Саратове я тоже не желал. Мне не хватало, подобно пуле в заряженном оружии, нажатия на спусковой крючок. И боязнь перемен на чаше весов была перевешена стремлением к лучшему, когда я один, оставив семью в обжитой саратовской квартире, уволился и поехал в Москву.
Описание первых дней пребывания в Москве и процесс поиска съемного жилья я опишу в отдельной статье. Сейчас не об этом. Через восемь месяцев пребывания в столице хочу подвести небольшие итоги.
Нравится ли мне Москва сейчас? Да, Москва нравится. Нравится своим благоустройством, своей динамикой, своим развитием, дорожными развязками, чистыми тротуарами, транспортной доступностью, наличием каршеринга, множеством парков с бесплатными теплыми и чистыми туалетами, обилием детских площадок, разнообразием досуга.
Хотел бы я вернуться в Саратов? Саратов - мой родной город, в нем все знакомо, я там родился, вырос, там вся моя родня. Мне нравится Саратов, но прожить в нем всю жизнь я бы уже не хотел.
И не потому, что это не столица. Саратовская область мне очень нравится своим климатическим расположением с настоящей снежной зимой и солнечным летом, обилием и разнообразием красивейших ландшафтов с холмами и долинами, грибными лесами, плодоносящими полями, бескрайними степями, великой русской Волгой, делящей область на две половины.
Естественно, я понимаю, что Саратов априори не может приблизиться к Москве по уровню развития и благоустройства. Региональный бюджет не всегда мог позволить даже заделать старые дыры, не говоря уже, например, об улучшении дорожной ситуации в городе. Самодостаточный и вполне самостоятельный некогда промышленно-сельскохозяйственный регион с множеством крупных производственных предприятий, приносящих в бюджет немало денег, стремительно теряет былую мощь. Многие квалифицированные специалисты с многолетним стажем ныне трудятся в торговле или такси. Большинство крупных предприятий уже кануло в Лету, а многие из тех, что остались, теперь входят в состав Московских, Санкт-Петербургских, Нижегородских, Самарских и даже Волгоградских агломераций. Соответственно, все налоги от них пополняют бюджет не Саратовской области.
Конечно, можно образцово благоустроить одну аллею в городе, потом кричать об этом с высоких трибун и гордиться этим перед горожанами, можно продлить пешеходный проспект, лишив и без того перегруженный центр города одной востребованной ранее проезжей части, можно наконец то отремонтировать главный пешеходный проспект, чтобы потом можно было водить по нему московскую делегацию с высоко поднятой головой, разглядывая баннеры, а не глядя себе под ноги и выбирая путь поровнее. И тогда все будет хорошо, даже отлично, останется только перевести на русский "чикен макнаггетс" для самоидентичности и самоидентификации. Наверное, только это и сможет позволить саратовский бюджет...
На самом деле, очень горько и обидно за родной город. Вся эта показуха, когда, например, зимой несколько дней мэр ездил по утрам на общественном транспорте, пытаясь "изнутри" прочувствовать, как тяжело и долго саратовцы добираются на работу, напоминала "Шоу Трумана". На трамвайный маршрут заранее подтягивались вагоны с других маршрутов для уменьшения интервала движения, рельсы всю ночь старательно очищали от снега всеми имеющимися силами, ГИБДД контролировало машинопоток на пересечении проезжей части с трамвайными путями, соответственно, у мэра не могло быть претензий к интервалам движения и времени в пути. Тем временем, остальной город незаметно стоял. Стояли люди на остановках других маршрутов, стоял в пробках на нечищеных дорогах весь транспорт. То есть, хотел как лучше, а получилось как всегда.
Моя 14-летняя дочь этой зимой, придя из школы, рассказывала, как перед ней на узкой скользкой ухабистой тропе, покрытой рыхлым поверх утоптанного снегом и льдом, которая летом была тротуаром, подскользнулась и упала бабушка, и четверо ребят ее долго не могли поднять, скользко было. Рассказывая это, дочь плакала от обиды и безысходности.
Вероятнее всего, я бы не уехал, если бы не было такого контраста между Москвой и Саратовом по качеству жизни, если бы благоустройству и развитию регионов уделялось бы такое же внимание, как Москве (не только тем, в которых планируется проведение чемпионатов и олимпиад), если бы в Саратове региональные власти делали что-нибудь действительно полезное для народа (этим летом, правда, подремонтировали дороги в городе).
Я уважаю жителей Саратова, недавняя трагедия взбудоражила и объединила на поиски Лизы тысячи человек, что подтверждает неравнодушность к чужому горю. Саратовцы в большинстве своем отзывчивые, простые и искренние люди. Желаю всем счастья и добра, мира и благополучия.
P.S. Статья написана мной 11 ноября 2019 года, была опубликована на другом канале, подлежащим ликвидации, вызвала множество комментариев и разносторонних обсуждений. Сюда перенесена без изменений. Комментарии открыты.