Перед установкой имплантов пациентам предлагают заключить Договор на оказание медицинских услуг. В нем прописываются гарантийные обязательства и ответственность клиники за качество проведенного лечения. Но даже после внимательного изучения документа многие моменты остаются пациентам неясными. Попросили нашего врача Дмитрия Алексеевича Палкина ответить на самые частые вопросы о гарантиях на зубную имплантацию.
В чем разница между гарантийный сроком и сроком службы имплантов?
По закону, срок службы — это период, в течение которого продукт может использоваться по назначению. То есть на протяжении этого срока его свойства существенно не меняются, и он остается безопасным для жизни и здоровья потребителя.
Срок службы дентальных имплантов считается неограниченным. Они изготавливаются из биоинертных материалов (титана или диоксида циркония), которые не оказывают негативного влияния на живые ткани и не изнашиваются со временем. Поэтому при должном уходе импланты служат до конца жизни. Периодически заменять их, как пломбы или зубные протезы, не нужно.
Гарантийный срок — период, в течение которого потребитель может бесплатно обменять продукт или компенсировать его полную стоимость, если в нем обнаружатся недостатки. Этот срок по своему желанию устанавливает изготовитель. Он может быть меньше срока службы или совпадать с ним (к примеру, на холодильники устанавливается гарантийный срок 1-3 года, а в реальности они служат по 5-10 лет).
При оказании услуги имплантации пациенту по сути дается два вида гарантии:
- на сами импланты,
- на работу хирурга-имплантолога.
Отдельная гарантия действует на коронку (или протез), которая фиксируется на импланте.
Сколько лет действует гарантия на импланты?
Как решит компания-производитель. К примеру, производители премиальных брендов (Nobel, ROOTT, Straumann) предоставляют пожизненную гарантию. Гарантийный срок на импланты эконом-класса (Osstem, MIS и др.) варьирует от 10 до 25 лет.
Течение гарантийного срока начинается с момента установки импланта. Если во время эксплуатации в конструкции обнаружится дефект (она сломается, деформируется, выйдет из строя), производитель обязуется заменить ее за свой счет или вернуть деньги. Для этого пациент может обратиться в ту же клинику или любую другую, которая работает с данным брендом имплантов (в обоих случаях при себе необходимо иметь паспорт импланта).
Что такое «гарантия на работу имплантолога» и сколько действует она?
Проблемы с имплантом могут возникнуть не только из-за того, что конструкция оказалась бракованной, но и потому что она была установлена не по правилам — к примеру, с использованием некачественных инструментов или с нарушениями протокола. Чтобы застраховать пациента от возможных рисков, клиника предоставляет гарантию на работу врачей. Если в этот период с имплантом что-то случается из-за ошибок, допущенных в ходе операции, специалисты обязуются их исправить (в зависимости от ситуации, имплант могут «полечить», переустановить или перепротезировать). Все манипуляции проводятся за счет клиники.
Подавляющее большинство стоматологий дают гарантию на имплантацию 2 года. Именно столько времени занимает окончательное обоснование импланта в кости. Проблемы, которые возникают с имплантом по истечении этого срока, уже не могут быть связаны с качеством его установки. Поэтому давать более длительные гарантии клиника не обязана. Хотя, чтобы заручиться доверием пациентов, многие стоматологии сегодня предоставляют 5-, 10-летнюю и даже пожизненную гарантию на услуги имплантации.
Почему на коронку/протез действует отдельная гарантия?
Потому что протезирование имплантов — это отдельная работа, которой занимается стоматолог-ортопед. Коронка или протез могут отколоться, треснуть, сломаться — при этом на целостность и функционирование импланта эта ситуация никак не повлияет.
Обычно на импланты вначале устанавливается временный (адаптационный) протез, затем — постоянный. На первый дается гарантия год, на второй — 3-5 лет.
Срок службы протезов, в отличие от имплантов, ограничен. В среднем постоянные протезы заменяются раз в 15 лет.
В каких случаях гарантия снимается?
Производитель имплантов или клиника вправе отказать в гарантийном обслуживании, если пациент не выполнил обязательства со своей стороны:
- проигнорировал послеоперационные рекомендации хирурга-имплантолога,
- в течение длительного времени не приходил на плановые осмотры и не выходил на связь (график осмотров составляется индивидуально и заносится в карту пациента; допустимыми считаются несколько пропусков, но не регулярные нарушения),
- скрыл заболевание, которое могло стать причиной отторжения импланта (исключение: пациент сам не знал о том, что он болен, и может подтвердить это выпиской из медицинской карты),
- лечился и наблюдался то в одной клинике, то в другой (врачи одной клиники не могут нести ответственность за работу другой),
- не соблюдал гигиену полости рта (имплант покрылся зубным камнем, в результате кость вокруг воспалилась; как правило, в таких случаях клиники идут навстречу пациенту, бесплатно «лечат» имплант и дают повторные рекомендации по гигиене; но если ситуация повторяется, лечение проводится за полную стоимость),
- не соблюдал рекомендации по нагрузке (пример: у пациента сломалась коронка на импланте, потому что он попытался разгрызть орех или кость).
Гарантийные обязательства также «сгорают» в случае травмы челюсти.
Что делать, если клиника отказала мне в исполнении гарантийных обязательств, а я не согласен?
Для начала попробуйте уладить конфликт в досудебном порядке. Обратитесь к главному врачу клиники. Если договориться не получится — направьте официальную претензию ценным письмом с описью.
Если и это не поможет, составьте иск и обратитесь в суд. Но будьте готовы к тому, что суд назначит медицинскую экспертизу — чтобы выяснить, есть ли вина клиники в том, что с вами случилось.
Если экспертиза подтвердит, что услуга была оказана некачественно, вы вправе потребовать возмещения расходов, в том числе расходов на лекарства или лечение, которое вам пришлось пройти в другой клинике. Для этого сохраняйте чеки о покупках и полученных услугах.
Понравился материал? Ставьте 👍 и подписывайтесь. Мы пишем о том, как сохранить здоровье зубов и что делать, если возникли проблемы.