Найти тему
Дмитрий Токтаров

Секрет шедевра. Макрофотография

Для начала хочу сказать, что для крутых фотографий природы и макро снимков нужно любить природу и быть внимательным к тому, что шевелится под ногами или жужжит над ухом. А после этого начинаем становиться ниндзя. Стараемся меньше топать, не ломать ветки под ногами, совершать плавные движения, издавать меньше резких запахов. Соблюдая эти моменты вы станете незаметными для большинства живности, ведь они перестанут вас воспринимать как потенциальную опасность и станут считать вас мебелью. Далее остаётся выбрать наиболее приятный глазу ракурс и сделать снимок.

На этом снимке жужелица лесная (лат. Carabus nemoralis) Диафрагма обектива была прикрыта до значения 7, но не смотря на это в фокусе оказалась только голова жука, а его туловище и лапки размытые.
На этом снимке жужелица лесная (лат. Carabus nemoralis) Диафрагма обектива была прикрыта до значения 7, но не смотря на это в фокусе оказалась только голова жука, а его туловище и лапки размытые.

Большинство фотографов, начав снимать макро сталкиваются с такой бедой как очень узкая зона резкости у объектива при большом увеличении. По факту мы видим, что в фокусе небольшой участок объекта, а области перед и за ним размытые. Немного увеличить эту зону помогает прикрытая диафрагма, но в разумных пределах, ведь если закрыть её сильно то кадр получится очень тёмным. Тут на помощь приходит вспышка, но с таким увеличением излишне резкий свет, отражаясь от блестящих поверхностей (глаз жука, блестящие крылья, капельки росы) засветит вам кадр и он будет непригоден.

Пример неудачного кадра с засветкой. Жук вроде в фокусе, но вся зона кадра мутно белёсая, четкости деталей не хватает, а зоны в тенях непроницаемо чёрные.
Пример неудачного кадра с засветкой. Жук вроде в фокусе, но вся зона кадра мутно белёсая, четкости деталей не хватает, а зоны в тенях непроницаемо чёрные.

Для того, чтобы "вылечить" этот баг, на помощь приходят рассеиватели и софтбоксы, дабы освещение сделать мягким и не бликующим. Но что делать если снимать на солнечном освещении? Во-первых, нужно встать спиной или боком к свету, дабы не было яростной засветки от нашего любимого светила, а во-вторых, не создавать тень собой. Ведь с солнцем за спиной мы обеспечим тень объекту который снимаем. Ну и последнее, что может помочь современному фотографу - чудо цифровой обработки которое называется стекинг.

На этом снимке в фокусе и голова жука и его лапки и вся зона спинки отчётливо читаема. Но как добиться такого результата? Вам поможет Стекинг.
На этом снимке в фокусе и голова жука и его лапки и вся зона спинки отчётливо читаема. Но как добиться такого результата? Вам поможет Стекинг.

Стекинг или слияние фокусной плоскости - метод цифровой обработки изображений, который объединяет несколько изображений, сделанных с разными фокусными расстояниями, чтобы получить результирующее изображение с большой глубиной резкости. Это значит, что мы делаем целую серию фотографий, постепенно смещая зону фокусировки вдоль объекта, "нарезая" его как кусочек сыра. На кадре выше жужелица собрана из 11 снимков. Но их количество может достигать 80 или даже 200! Соответственно, используя чудовищное увеличение с супер коротким отрезком фокуса мы можем сделать кадр на котором весь объект окажется в зоне фокуса. Стекинг доступен в обычном фотошопе, или же в специализированных программах, таких как Helicon focus и Zerene stacker. Рекламировать что лучше не буду, ибо дело привычки. Суть у всех одна - они склеивают несколько кадров в один. Результат говорит за себя - следующие фотографии делались именно при помощи стекинга.

На этом кадре 6 снимков.
На этом кадре 6 снимков.
На этом 4 кадра
На этом 4 кадра

Эти грибы очень миниатюрны и мне так-же пришлось воспользоваться стекингом. 4 кадра.
Эти грибы очень миниатюрны и мне так-же пришлось воспользоваться стекингом. 4 кадра.
Улитка совсем миниатюрная, не больше сантиметра длиной. 6 кадров для создания этой фотографии.
Улитка совсем миниатюрная, не больше сантиметра длиной. 6 кадров для создания этой фотографии.

Любите природу и всех её тварей. Это прикольно. И делитесь своими экспериментами в комментариях! Не важно на какую аппаратуру вы снимаете, главное что вы делаете это с душой и в своё удовольствие!