Найти в Дзене
Василина Могутова

каково это-пролетать сквозь ураган?

вы затянули ремень покрепче, сквозь иллюминатор видно только огромные облака, которые рвет на части ужасающей ветер. будь это обычный рейс вас бы уже охватила паника, но вы на борту охотника за ураганами и направляетесь в эпицентр шторма. невероятное везение- полет в центр урагана. важнейшая задача, которая под силу лишь первоклассным специалистам, благодаря их отваге можно подготовить точный прогноз погоды и предупредить население о риске. часто после анализа полученной от охотников информации шторму присваивают новый повышенный уровень опасности. таким образом, эти данные помогают спасти множество жизней. люди, которые отправляются в погоню за штормом не перестают поражаться, насколько быстро ураган набирает силу. любой подобный вылет - огромный риск. но метеорологи, техники и другие специалисты охотно идут на него, потому что их действия позволяют спасти сотни и тысячи человек. и нет, ветер не может просто сдуть самолет, даже если скорость ветра перевалит за триста километров в час. самолет лишь слегка начнет крениться. куда опаснее воздушные ямы и вертикальный ветер со скоростью 80 километров в час. но даже в таких условиях опытные пилоты могут прорваться через стену циклона, к так называемому глазу бури. экипажи охотников за ураганами утверждают, что их работа лишь на 10 процентов состоит из риска, остальные 90 наполнены скукой, прямо как занятие алгебре. как ни странно, для этих задач не используют специальные самолеты. в основном в ураган за витают лайнеру средних размеров, а также модифицированные самолеты бизнес класса и военная авиация. об этих машинах заботятся тщательнее всего в мире. они проходят полную проверку после каждого вылета. но самолет не самое важное. в этом деле главную роль играют люди и специальное оборудование самолета, на которых исследуют ураганы. самолёты модифицированы для выполнения специфических задач. на них установлены самые лучшие радары, а для измерения влажности, давления интенсивности осадков используются метеорологические радио зонды,  которые внешне напоминают рулоны полотенец на небольших парашютах. несмотря на забавный внешний вид, это крайне сложное и полезное устройство, которые выбрасывают прямо в эпицентр урагана. бедный зонд при этом не выживает. но с высоты 3000 метров он успевает выполнить все задачи. устройство получает массу полезных данных и передает их на самолет. конечно, если бы радиозонд выбрасывали через дверь или окно, салоне бы произошла разгерметизация, потому на борту предусмотрена специальная камера для зонда. оттуда он и отправляется в свое первое и последнее путешествие. важная задача экипажа - накануне вылета не переедать. еще в этот день еда должна содержать минимум соли и специй, и в целом они соблюдают строгую диету. конечно, на борту достаточно бумажных пакетов на случай если кого-то укачает, но отвлекаться на это в разгар урагана не лучшая идея. кстати, самая ответственная часть миссии наступая только через несколько часов полета. при приближении к шторму видимость в кабине резко падает, словно самолет оказался в сумеречной зоне.  разглядеть можно только дождевые облака. мир превращается в серую массу, и хотя за бортом бушует ветер, здесь гораздо безопаснее, чем на земле. даже при урагане второй категории с порывами ветра до 180 километров час, такой ветер обрушивает линии электропередач, оставляя целые регионы без света, но опаснее всего обломки, которые проносясь по воздуху сметают все на своем пути, а если взглянуть с высоты полета на океан, можно разглядеть волны высотой до 18 метров. сразу становится очевидно, что сейчас лучше находиться на борту самолета, чем внизу. но вот охотник за ураганом приближается к огромной стене, скрывающий глаз бури. в зависимости от типа шторма самолет должен занять определенную высотуя от 2100 до 3000 метров. это все равно, что пролететь сквозь игольное ушко.  пилоту нужно обнаружить небольшой проход, и прорваться сквозь каскад облаков так, чтобы перегрузка не разрушилам машину перегрузка спровоцирована воздушными ямами, а также мощными исходящимии нисходящими потоками воздуха. ветер здесь никогда не дует в одном направлении. восходящие и нисходящие порывы сменяют друг друга, самолет бросает из стороны в сторону, и пытаться стабилизировать его бесполезно. ветер слишком непредсказуем. перегрузка в 2 - явление неприятное, но воздействие 4 или даже 5 может серьезно повредить самолет и оставить людей без сознания. в таком случае связь с самолётом будет утеряна, и наземным службам останется лишь гадать о судьбе экипажа. к счастью, в большинстве случаев пилотом удается преодолеть эту опасную ситуацию, и награда не заставляет себя ждать. экспедиция в центр урагана в 1989 году была одной из самых сложных. снаружи ураган казался довольно заурядным, но как только самолет оказался внутрич на него обрушился беспощадный поток воздуха со скоростью 320 километров в час. борт и так занял высоту ниже рекомендуемый, и его продолжала сносить вниз. это был первый случай, когда охотники за ураганами испытали перегрузку в пять с половиной. один из двигателей вышел из строя. к счастью, пилоту удалось заново занять необходимую высоту и достичь центра шторма. вся команда смогла вернуться на аэродром в целости и сохранности. и так, за почти неприступной смертоносной стеной скрывается прекрасное место где царит безмятежность. глаз урагана напоминает громадный стадион, его окружают серые стены, а центр залит ярким светом. самолет перестает трясти. условно он подвергался опасности всего несколько секунд назад. в голубом небе светит солнце, однако, выйти отсюда можно только сквозь ту же стену. миссия выполнена. теперь основная задача вернуться на базу.