Найти в Дзене
Иосиф Гольман

Плохое настроение: опасности и возможности

Большинство из нас не раз в своей жизни испытывало то, что вошло в название данного материала. И, конечно, это нормально – вечно пребывают в прекрасном настроении только люди, полностью лишенные интеллекта.

Так почему же я сижу и пишу эти строки?

Потому что проблема «плохого настроения» на самом деле велика, очень опасна и, самое главное, не понята большинством моих сограждан.

И так, предположим, вы расстроены, если у вас украли кошелек. Или поцарапали бок новенькой машины. Или, не дай Б-г, произошла еще более крупная неприятность, а то и беда. Что ж, расстроится в этом случае каждый психически здоровый человек.

Но – если он действительно обладает нормальной психикой – то его эмоциональное настроение быстро пойдет вверх, как только психотравмирующая ситуация себя исчерпает (родственник поправился, угнанное авто нашлась, угнетающая работа сменилась интересной и т.д.).

К сожалению, мы имеем массу и других примеров – когда у человека вроде бы все хорошо, а ему тем не менее эмоционально плохо. Таких людей реально много: по данным разных исследователей – от 7 до 20% и более в популяции. Цифры сильно разнятся по странам, этносам, профессиям, возрасту, но остаются стабильно высокими, пугающе, я бы сказал, высокими.

Ведь что происходит?

Человек вроде успешен, вроде обеспечен, вроде симпатичен. А глаза залиты печалью или даже тоской. И, в прямом смысле слова – нет в его жизни счастья.

Какова реакция окружающих, даже самых близких и любимых, мы тоже знаем. «С жиру бесится», «нам бы его заботы», «встряхнись и возьми себя в руки». Список можно продолжить.

А теперь я скажу, что думает тот, кого пытаются так утешить и «встряхнуть». Страдалец думает примерно так: «Если бы вы чувствовали то, что сейчас чувствую я – вы бы уже удавились».

Конечно, не все, пребывающие в депрессии, испытывают столь высокий уровень дискомфорта и тоски, но вдумайтесь в страшные цифры: каждый шестой (!!!) больной эндогенной депрессией погибает от суицида, не в силах терпеть эту душевную боль.

А оставшиеся пятеро? Терпят, как могут, и живут так, что сложно им завидовать.

Вот такой вот расклад, подтверждённый кладбищенской статистикой.

А теперь – зачем я все это пишу.

Затем, что страдания большинства больных депрессией можно – и нужно!!! – сильно облегчить. Понятно, что в тяжелых случаях не обойтись без помощи умного и добросердечного психиатра. Возможно, понадобятся рецептурные препараты. Точно и индивидуально подобранные антидепрессанты (в опасных случаях добавятся нейролептики) последних поколений легко переносятся, существенно снижая тоску, убирая тревогу и панические атаки. Очень нужной становится и профессия клинического психолога.

Но самое главное, самое важное, что в большинстве наблюдаемых случаев все перечисленные ужасы можно резко ослабить, если самому больному и его близким узнать кое-что о его болезни. И если уметь вовремя воспользоваться огромным количеством реально действующих (в том числе – безмедикаментозных) средств и методов, которые способны перевести острую фазу депрессивного эпизода в гораздо более терпимую.

Некоторые вещи удивительно просты: стакан теплой воды утром, прогулка на свежем воздухе перед сном, физические посильные нагрузки.

 "Маяк"  Игорь Сапунков
"Маяк" Игорь Сапунков

К некоторым человека надо аккуратно и осторожно приучать. Самое сложное, но и самое действенное – ненавязчиво и доброжелательно показать больному, какое множество не замеченного им позитива его окружает. Любое серьезное увлечение, наблюдение за прекрасным, помощь другим (это очень работает!), любые собственные достижения в любом деле.

Опять получаются общие слова, но в дальнейшем читатели канала получат конкретизацию.

И, возможно, главное. Очень желательно иметь рядом человека, который понимает больного, и сможет перевести ему все вышесказанное на понятный язык конкретных действий. Это вовсе не обязательно врач. Это может быть друг, жена, сотрудники. Надо научиться смотреть по сторонам. Спасают не только из огня или реки. При этом больного не надо жалеть, не надо с ним сюсюкать. Ему лишь надо помочь выползти из его отвратительного и очень утомляющего состояния.

А ведь в эндогенной депрессии есть и хорошая сторона: приступ рано или поздно заканчивается. И наступает вполне приемлемый, даже счастливый, период жизни.

Просто до него надо суметь дожить.