«Москвич-412» был одним из самых массовых отечественных автомобилей. Большая часть выпущенных машин имела кузов седан, заметно реже встречались универсалы, но были у модели по-настоящему уникальные версии.
Концепт
В конце 1960-х годов руководство завода задумалось о создании нового семейства автомобилей, которые были бы крупнее и существующих «Москвичей», и готовящихся к запуску «Жигулей», но компактнее «Волги».
Первым результатом работ стал прототип «Москвич 3-5-2», построенный в 1970 году. Это был, по сути, тот же «Москвич-408/412», но с увеличенным в длину и ширину кузовом. Заводчане справедливо рассудили, что к моменту запуска серийного производства модель успеет устареть, и бросили силы на создание прототипов с более современной конструкцией.
Спорт по-польски
Эту машину в начале 1970-х годов сделал её механик и спортсмен Йозеф Назарук из польского города Люблина. Сообщалось, что доработки позволили поднять мощность двигателя, но его характеристики неизвестны. Зато о кузове можно судить по фотографии: благодаря переделке стандартный «Москвич-412» превратился в изящное двухдверное купе.
Porsche Design
Компания Porsche оказывала инжиниринговые услуги различным автопроизводителям, среди которых оказался и АЗЛК. По заказу советского правительства немцы разработали проект рестайлинга «Москвича-412»: изменённый декор решётки радиатора, иные сиденья с комбинированной обивкой и подголовниками, новый руль и новые дверные карты... Правда внедрение этих изменений в итоге посчитали нецелесообразным.
Финский вариант
Ещё один вариант модернизации «Москвича-412» в 1972 году предложила финская компания Konela, занимающаяся поставками советских автомобилей.
Здесь изменили ручки дверей, некоторые элементы салона, поставили наружный замок багажника, переместили на заднее крыло горловину бензобака, а снаружи такую машину можно было узнать по новой решётке радиатора. «Четыреста двенадцатому» эти обновки не достались, но кое-что удалось внедрить на следующей модели «Москвич-2140».
Грузовичок
Идея создания практичной, как бы сейчас сказали коммерческой, версии «Москвича-412» родилась на Ижевском автозаводе. В 1970 году там построили прототипы пикапа Иж-6Г и фургона Иж-6Ф с вместительными грузовыми отсеками. Однако такие машины было невозможно выпускать на одном конвейере с обычными «Москвичами», и ижевские специалисты решили эту проблему сделав более простой в производстве «каблук» Иж-2715.
Фургон для Британии
Грузовой фургон «Москвич-434» выпускался серийно, хотя и в небольших количествах, а вот праворульная версия фургона является по-настоящему редкой моделью. Автомобиль создавался для экспорта в Великобританию и другие страны с левосторонним движением, но также «Москвичи-434П» работали в почте СССР — их водителям было удобнее выходить к почтовым ящикам для выемки писем.