Кажется, за неделю карантина мы успели разглядеть все уголки своей квартиры и в деталях запомнить окружающие предметы. Попробуем извлечь из этой ситуации пользу! Художники, например, внимательно изучали свои мастерские, и даже четыре стены могли стать для них поводом написать картину.
Сегодня расскажем, в каких мастерских работали художники XX века и как вдохновлялись собственным рабочим местом. А на онлайн-курсе «Гид по современному искусству» разберёмся в стилях и течениях живописи прошлого столетия.
Анри Матисс
В 1911 году Матисс написал свою мастерскую во французском городе Исси-ле-Мулино. Возможно, вы посмотрели на неё и задумались: «Как можно жить в комнате с такими яркими стенами?» Ответа на этот вопрос не было даже у самого художника, ведь на самом деле стены были белыми. Матисс же раскрашивал их то в розовый, то в красный, и приговаривал: «Не надо портить правдой хорошую картину».
«Где я взял этот красный, поверьте, не знаю… Я нахожу, что все эти вещи, цветы, мебель, комод, когда я вижу их вместе с этим красным, только становятся тем, что они значат для меня. Почему, я не знаю».
Пабло Пикассо
«В мастерской нельзя было повернуться; повсюду лежали написанные холсты, куски картона, жесть, проволока, дерево. Угол занимали тюбики с красками; столько тюбиков я не видел и в магазине. Пикассо объяснил, что прежде у него часто не бывало денег на краски, и вот, продав недавно несколько холстов, он решил обзавестись красками «на всю жизнь». Я увидал живопись на стене, на поломанном табурете, на коробках от сигар; Пикассо признался, что порой не может видеть незаписанной плоскости».
Так о парижской мастерской на улице Шольшер писал русский писатель и публицист Илья Эренбург. Он побывал там в 1915 году и пришёл к выводу, что Пикассо его уголок нравится. Эренбург писал, что художник «оживает в своей мастерской» и «предпочитает одиночество митингам или заседаниям».
Эдвард Мунк
Разглядеть мастерскую норвежского художника можно на одном из его поздних автопортретов. Мунк закончил картину «Между часами и кроватью» в 1943 году, а в январе 1944 умер. Интерьеры собственной комнаты мастер делает символичными. Часы без стрелок и циферблата — это истёкшее время и уход от всего мирского, постель — знак основных этапов в жизни человека: рождения, любви, болезни и смерти.
Художник будто зажат между двумя этими предметами. Теснота на картине помогает нам почувствовать момент между жизнью и смертью, на пороге которой находится человек. Сам Мунк на этом автопортрете — худощавый старик. Уголки рта опущены, руки бессильно свисают вдоль тела.
Джэксон Поллок
Американцу Джексону Поллоку мастерская заменила мольберт. «Визитной карточкой» художника стала техника дриппинга, то есть разбрызгивания. Процесс создания работы в этой технике был так важен, как и результат.
Поллок клал холст на пол, разбрызгивал по нему краску и таким образом как бы выплёскивал на полотно свои мысли и чувства. Движения тела переходили в живопись, а сам Поллок писал об этом процессе: «Источник моих картин — подсознательное».
Фрэнсис Бэкон
Художник Фрэнсис Бэкон — представитель Лондонской школы, которая продолжала традиции немецкого экспрессионизма. На своих картинах он размышлял о последствиях Второй мировой войны, боли военного времени и ужасе, который испытало человечество.
Чтобы выразить эти эмоции на холсте, художнику было важно чувствовать пространство, которое его окружает. Поэтому всю жизнь он ютился в крохотных студиях, захламлённых набросками и принадлежностями для живописи. Сам он объяснял потребность находиться в замкнутом пространстве так:
«В детстве, когда я плохо себя вел, нянька часто запирала меня в шкаф на несколько часов. Ощущение скомканного пространства стало определяющим для меня — я могу работать только в таких условиях».
Онлайн-курс «Гид по современному искусству»
Галереи современного искусства полны людей, но в просторных залах часто звучит комментарий: «Я в этом ничего не понимаю».
6 вебинаров помогут понять и принять современное искусство. Мы разберёмся в стилях и течениях ХХ века и узнаем, как авангард, поп-арт и концептуализм повлияли на художников, которые творят сегодня.