Найти в Дзене

Десять лет без Балабана

Что вы делали в этот день десять лет назад? Я десять лет назад брала очередной урок вождения в одной автошколе Оломоуца. А в другом чешском городе — Остраве — в этот день умер писатель Ян Балабан, ставший уже классиком. А еще в одном чешском городе Брно другой чешский писатель Ян Немец, узнав о смерти Балабана, наверное, не подозревал, что это событие послужит завязкой его будущего романа. Впрочем, я тоже не подозревала, что десять лет спустя я буду переводить этот роман на русский язык.

Ян Балабан (1961-2010). Источник: Větrné mlýny
Ян Балабан (1961-2010). Источник: Větrné mlýny

Но давайте вернемся к Балабану, который в России до сих пор практически не известен. При этом у него есть страница в русской Википедии, и его тексты можно найти в любительском переводе на русский язык (кажется, была еще какая-то журнальная публикация, но я не могу сейчас ее найти).

Балабан писал, конечно, и романы («Спроси у папы», получивший «Магнезию литеру», «Мы здесь» и другие), но в историю чешской литературы он вошел прежде всего как автор рассказов. Рассказы эти часто называют «экзистенциальными», но Балабан не похож ни на Кафку, ни на Сартра.

Сцена из спектакля "Мы, наверное, уходим" (Театр Шванды на Смихове, режиссер Мартин Франтишак). Источник: unesco-czech.cz
Сцена из спектакля "Мы, наверное, уходим" (Театр Шванды на Смихове, режиссер Мартин Франтишак). Источник: unesco-czech.cz

О Балабане очень хорошо написал Мирослав Блаштик (в связи со сборником «Мы, наверное, уходим», тоже получившим «Магнезию», но эти слова можно отнести и к другим рассказам Балабана):

Каждый из нас порой оказывается в ситуации, когда весь наш прошлый опыт ставится под сомнение, и перед нами открывается незнакомый мир. Именно в такие переломные моменты мы и застаем героев рассказов Балабана — Олдржиха с болезненной фобией птиц, Эдиту, бросившую мужа и брошенную любовником, пациентов в алкоголическом диспансере и многих других.
В этих текстах нет ни следа той отвратительной писательской небрежности, с которой можно писать о чем угодно в надежде, что авторский посыл сам собой возникнет из нагромождения слов. В них нет столь же отвратительного избытка символичности, из-за которого авторский посыл опережает все остальное и превращает события и персонажей в застывшие аллегории».
Люди в рассказах Балабана на самом деле «ненадолго оживают», говорят друг с другом, задаются вопросами, не устремляясь опрометью к катарсису, обращая внимание на будничные события и образы, которые позднее могут превратиться в настойчивые знаки. Знаки, помогающие понять, правда ли человек свою жизнь — пусть хоть недолго — по-настоящему жил.