Темперамент – это совокупность индивидуально-психологических свойств, характеризующих человека со стороны его динамических способностей. Темперамент проявляется в психической активности и эмоциональности. Физиологической основой темперамента считают тип высшей нервной деятельности, который определяется совокупностью основных свойств нервной системы. К ним относятся сила, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения. Темперамент заложен в человека от рождения.
Выносливость нервной системы, а вслед за ней и работоспособность, возрастает в дошкольном детстве, достигая максимальной величины к 7-8 годам, а позже почти не меняется.
Выделяют 4 типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.
Случаи, когда малышу присущ только один конкретный тип темперамента, достаточно редки. Обычно можно заметить отдельные черты, особенности нескольких типов темперамента. Один из этих типов проявляется в большей степени. Он и является доминантным.
Дети-сангвиники:
- преобладает хорошее настроение, жизнерадостность, выразительные движения и живая мимика;
- реакция на положительные стимулы - громкий смех, на отрицательные - громкий плач;
- внутренние переживания проявляются внешне;
- с интересом берутся за новое дело, работоспособность повышенная, могут долго заниматься чем-то, но только до того момента, пока не потеряют интерес. Под влиянием эмоций могут бросить начатое дело, но быстро переключаются на другое. Ребенку важен не результат деятельности, а сам процесс.
- легко переходят от сна к бодрствованию и наоборот;
- любят подвижные игры и шумные компании;
- дисциплинированы, с ними легко договориться;
- речь быстрая и громкая;
- чувствительность к раздражителям понижена. Не реагируют на замечания, сделанные тихим голосом;
- быстро устают от однообразия, процесс обучения должен основываться на интересе ребенка. При потере интереса новые знания будут поверхностные.
Рекомендации родителям: у ребенка-сангвиника следует формировать устойчивые привязанности и интересы, не допускать поверхностного, небрежного выполнения им заданий, необходимо требовать от ребенка доводить начатое дело до конца, воспитывать у него уважительное отношение к достоинствам других, умение считаться с их мнением.
Дети-холерики:
- эмоции проявляются очень ярко, вместо плача - рыдания, вместо смеха - хохот; бурная реакция на раздражители: несдержанность, нетерпеливость, вспыльчивость;
- частые смены настроения;
- очень активны, не сидят на месте;
- тяжело переключают и концентрируют внимание;
- движения резкие, импульсивные, прерывистые;
- речь быстрая, сбивчивая, окончания слов часто не проговариваются;
- плохо засыпают, сон беспокойный, часто просыпаются;
- при нарушении режима дня эмоциональное состояние ребенка ухудшается, не могут терпеть чувство голода.
Рекомендации родителям: энергию холерика следует поддерживать и направлять на полезные дела, ставить перед ним сложные задания, помогать ему осмыслить материал. Важно исключить эмоциональное перевозбуждение ребенка, давать ему возможность двигаться и быть физически активным. В воспитании холерика особенно необходим систематический контроль за поведением и деятельностью, соблюдением правил, качеством и полнотой выполнения заданий и требований взрослого. Надо учить холерика считаться с другими.
Дети-флегматики:
- не эмоциональны (негромко смеются, тихо плачут), движения не выразительны, мимика бедная;
- спокойны и рассудительны, трудно вывести из себя, избегают конфликтов;
- очень работоспособны, тщательно и кропотливо делают задание, могут долго концентрировать внимание на одном занятии;
- упрямы, всегда добиваются поставленной цели;
- медлительны, навыки формируются долго, но при этом очень устойчивы;
- предпочитают спокойные игры, часто играют одни;
- с трудом приспосабливаются к новым ситуациям (поведение не устойчиво, не идут первыми на контакт);
- легко засыпают и много спят;
- речь медленная, негромкая, с большим количеством пауз.
Рекомендации родителям: не торопите и не подгоняйте ребенка, от этого он не начнет делать задание быстрее, а только растеряется. Развивайте физическую активность малыша, включайте его в игру со сверстниками, помня о том, что ребенку это может даваться очень нелегко. Поощряйте проявление эмоций. Поддерживайте любую инициативу.
Дети-меланхолики:
- эмоционально очень чувствительные, считывают мимику взрослого и дают ответную реакцию (если взрослый нахмурит лицо - ребенок заплачет и прекратит свою деятельность), имеют много страхов, тяжело переживают обиду;
- движения не активные, мимика бедная;
- проявляют спокойствие во всех видах деятельности;
- в новой обстановке работоспособность снижается, быстро наступает переутомление, нуждаются в длительном отдыхе, чтобы восстановить силы;
- предпочитают одиночные игры;
- отзывчивы и чутки к переживаниям других людей;
- интересы и привязанности устойчивы;
- речь тихая.
Рекомендации родителям: меланхолики требуют повышенного внимания, теплоты, доброжелательности, такта. Важно считаться с их ранимостью, с быстрой утомляемостью. Постарайтесь по возможности оградить его от сильных шумовых раздражителей, но, в то же время, учите его не бояться шума. Расширяйте постепенно круг знакомств. Дети-меланхолики с трудом входят в коллектив, они очень привязаны к маме. Не проявляйте чрезмерную требовательность и старайтесь избегать наказаний — это может привести к замкнутости и тревожности ребенка. Говорить с меланхоликом нужно мягко, но уверенно. Необходимо помогать ему развивать стремление к активности, общительность, работоспособность, умение преодолевать трудности. Следует чаще одобрять таких детей, поддерживать у них положительные эмоции.
Независимо от типа темперамента вашего ребенка помните о том, что все дети разные. Не старайтесь перевоспитать ребенка кардинально — не получится. Если он родился медлительным, то вряд ли он станет активным и быстрым.
Даже если вы воспитываете нескольких детей по одинаковым принципам, все равно они по-разному усваивают их. Это зависит, в том числе, от типа нервной системы.
Предъявляйте к ребенку требования с учетом его природных особенностей. Помните, что при неправильном подходе хорошее может обернуться плохим, а при умелом воздействии на личность ребенка проявление отрицательных черт сведется к минимуму.