В 1236 году по приказу рижского епископа Николая фон Науэна орденское войско меченосцев было отправлено на завоевание Жемайтии. 21 сентября 1236 года ливонцы потерпели сокрушительное поражение от литовского войска во главе с князем Рингольдом, при Сауле. Сам Великий магистр Ордена меченосцев Фольквин фон Винтерштаттен погиб вместе с 48 рыцарями и псковитянами, бывшими в их войске. В Ордене меченосцев из 51 рыцаря осталось только трое. Орден меченосцев был фактически уничтожен.
Для сохранения Ордена меченосцев, в папской резиденции Витербо, под Римом, 12 мая 1237 года, был совершён, совместно с гохмейстером (Великим магистром) Тевтонского Ордена Германом фон Зальца (1209-1239 гг.), обряд объединения его с Тевтонским Орденом. Папа Григорий XI утвердил Устав нового Немецкого Ордена, подчинявшегося теперь рижским епископам. Территория Немецкого Ордена во главе с гохмейстером состояла из части Палестины, в которой в Акконе находилась столица Ордена, острова Сицилия, Франконии (Германии), Западной и Восточной Пруссии и Ливонии — Лифляндии, Эстляндии и Курляндии. «Немецкий Орден в Ливонии» возглавлял ландмейстер — орденский магистр Герман фон Балк, бывший одновременно и орденским магистром Пруссии (1229-1239 гг.). Так, 12 мая 1237 года, из поредевшего, из-за военного поражения, Ордена меченосцев, в результате его слияния с Тевтонским Орденом, был создан Ливонский Орден. По имени живших в низовьях Западной Двины ливов, орден получил название Ливонский. Рыцари нового объединённого Ордена стали одеваться в белые мантии с чёрным крестом. Вновь образованный Орден стал частью Тевтонского Ордена, базируясь в бассейне реки Западная Двина. Таким образом, власть в Ливонии получил Тевтонский Орден. Ливонией называлась конфедерация пяти духовных княжеств – Ливонский Орден, Рижское, Курляндское, Дерптское, Эзель-Викское епископства.
Ливонский Орден - «Братья воинства Христова» состоял из духовенства - «братьев-священников», воинов - «братьев-рыцарей», а также оруженосцев с ремесленниками - «служащих-братьев». Вступающий в Ливонский Орден, по Уставу давал четыре обета - обет безусловного послушания орденскому командованию, обет целомудрия, обет бедности и обет посвящения всей своей жизни «борьбе с неверными и язычниками». Орденские братья были обязаны ежедневно присутствовать на богослужениях, имели общие стол и жилище в орденских замках. Орденские братья одевались в простую чёрную или коричневую одежду из грубой ткани, были обязаны коротко стричься и носить короткую бороду. Запрещались любые развлечения, включая охоту. Братьями-священниками могли стать только давшие орденские обеты лица духовного звания, даже не дворянского звания. Они одевались в узкий белый кафтан с красным крестом на груди и без нашитого меча. Братья-священники всегда ходили в походы вместе с братьями-рыцарями - ни один орденский брат не мог исповедаться и получить отпущение грехов ни у кого другого, кроме орденского брата-священника. Братьями-рыцарями могли стать только лица дворянского, рыцарского рода, клятвенно удостоверявшие до приёма, что они дворяне или рыцари, а также когда, где и как они или их предки получили эти звания. Будущие братья-рыцари должны были быть рождены в законном браке, неженаты, не принадлежать ни к какому другому Ордену, не заражены никакими болезнями и никому ничего не обещать до вступления в Орден. Сам Орден никого не возводил в звание рыцаря. Вступающий воин произносил клятву, четыре обета и торжественно принимался в Орден. На него возлагали рыцарский плащ, перепоясывали рыцарским мечом и вручали полное вооружение - меч, щит, копьё и палицу. Орден также назначал своему рыцарю оруженосца для прислуги и давал три лошади. Само оружие вручалось без всяких украшений, но очень высокого качества. Брат-рыцарь одевался в длинный белый кафтан и белый плащ, на левой стороне которого на уровне груди был нашит красный крест и под ним красный меч. Братья-служащие (стрелки, арбалетчики, кузнецы, повара, слуги) были только простого сословия, перед вступлением в Орден обязаны были удостоверить, что они никому не принадлежали в качестве раба и также давали клятвы и обеты.
Духовные рыцарские ордена появились для повышения дисциплины и боеспособности рыцарского войска во время крестовых походов, так как члены Ордена давали клятву беспрекословно выполнять все приказы командиров Ордена. Орденские жители жили в принадлежавших Ордену замках, получали от Ордена вооружение, оруженосцев, слуг, снаряжение, лошадей и всё необходимое для жизни.
Ссылка на сайт: https://alexandercherymin.wixsite.com/mysite/books
PS. В моей книге дана полная история Полоцкой земли и ее соседей, в том числе Орденов.