Карантин, ну или "каникулы", называйте, как хотите, но надо же себя чем-то занять. Для кого-то это непростое время - настоящий вызов для психики, но для таких, как я, это время на "подумать". А задумался я вот о чем: Что же сделало меня таким, какой я есть сейчас? Что было основой моего становления? Можно поржать, слишком глубокие мысли, но что поделать, такие мысли лезут в голову.
Так, дайте мне перенестись в детство. Совковая мебель, телевизор Shivaki, видеомагнитофон, на улицах одна иномарка на 100 ВАЗ-ов и где-то играет группа НА-НА.
Я рос в 90ые, да-да, непростое время и все такое... Но вспомним, что же делало нас "миллениалов" такими, какие мы есть сейчас. Мы же поглощали всю ту западную культуру, которая лилась на нас из всех щелей. Неокрепшие мозги представляли все то, "голливудское, американское" лучшим на свете. На переменах в школе обсуждали новый фильм с Сигалом, кто круче, Саб-Зиро или Скорпион и вообще, рейвер ты или металлист. Тамагочи, сотки, тетрисы, наклейки Turbo и обязательно велосипед Кама. Нам было все равно, что фильмы - пиратские кассеты, а за Саб-Зиро мы играли на паленых приставках, ну и что за окном дефолты, войны и вообще все плохо. Но, среди всего этого была та штука, о которой многие только мечтали - персональный компьютер. Мое воображение рисовало что-то невозможное, спасибо всяким "Джонни - мнемоникам" на VHS. Я думал, что погружусь в этот сказочный мир виртуальной реальности, что это то самое "Назад в будущее 2" и сериал "Чудеса науки". И я дождался.
Точнее мой старший брат. Родители сразу подумали, компьютер это вклад в образование, будущее и вообще, там на западе у всех компьютеры, да и живут там вроде бы как лучше, чем у нас.
Ну и началось. Ежу понятно, что первым делом в ход пошли игры, еще запускаемые через MS-DOS. Я сидел, как вкопанный и смотрел на тот синий интерфейс Norton commander-а и все ждал, когда же брательник запустит что-то с окончанием .exe в названии файла, потому что это значило одно, я увижу еще одну игру!
Вот так я просидел огромнейшее количество времени, поодаль от него перед компьютером и просто наблюдая как он играет. Иногда, был третьим или даже четвертым, потому что к нему постоянно приходили его друзья, посмотреть и поиграть в какой-нибудь Full Throttle. Пока я сидел и наблюдал, дискеты сменились дисками, а DOS стал Windows 3.11 появились прилавки с пиратскими играми на рынках и у метро и тот самый, заветный для всех диск с надписью Diablo. Ну и мой собственный PC. (уломал)
У меня плохие оценки в школе и недовольные этим родители, а в голове играет Tristram Theme. Ставший саундтреком для меня в то время.
Сейчас польются слезы олдфага миллениала, но игры тогда были лучше, честнее. Это была заря становления новых жанров и новых впечатлений. А как я уже сказал выше, мы все это впитывали в себя, как губки. Сейчас получить те самые ощущения от чего-то нового практически невозможно. Ну да, какие-то там реалистичные лучи, крутая графика, а именно чего-то фундаментально нового нет. Игры-сервисы с системой зашел, получил по шапке, увидел счет за раунд, получил какой-нибудь скин на пистолет и все. Где душа то, ё-моё, где атмосфера, схожая с той, как будто читаешь классную книгу и офигеваешь от ее сюжета? Где ассоциации с главным героем? Мало их, очень мало. А тогда казалось, что каждый новый диск с игрой это именно то, новое приключение, новые эмоции. Diablo был именно тем новым приключением.
Атмосфера
Такую крутую готику и чувство безнадеги еще надо поискать. Dark Fantasy, именно так, с больших букв. Никаких эльфов, седобородых магов в шляпах, аля Гендальф, "белой" магии, гномов и вообще всех этих магических королевств. Страх и ощущение реалий, что все в мире Diablo очень плохо.
Еще со стартового ролика меня, как игрока подготовили к этому, показали все, что должно быть в такой игре: Ворон, выклевывающий глаз у трупа, висельники, заброшенная деревня, какой-то магический меч, который вот-вот разорвет от темной энергии (детское воображение, привет), открывающийся саркофаг и он, темнейший повелитель ада - Диабло.
И это только заставка.
На бумаге звучит круто, а если это приправить смотрящим на все это десятилетним пацаном, то получается отличный коктейль из впечатлений.
Компьютеры тогда были в миллион раз слабее тех, что сейчас гоняют всякие MOBA и PUBG-style игры. Но во все, что происходило на экране - верилось, даже в разрешении 640х480 и без 3D. Все нарисованное там как-будто бы было сделано людьми, которые еле-еле сбежали из деревни Тристрам, когда врата ада открылись. Бедные жители, которые там остались. Мудрый Декард Каин с его "stay a while and listen", таинственная ведьма Адрия, кузнец Гризвольд, все они как будто придуманы автором настоящего фентези, а не вставлены в игру для галочки. Темный коридоры кафедрала, где живет сама тьма, катакомбы, пещеры кишащие монстрами и сам ад, куда мы направляемся, чтоб поставить точку в этой истории пропитаны той самой атмосферой темного фентези.
Музыка
Tristram theme. Одна из самых знаковых композиций в истории видеоигр. Сопровождающая игрока каждый раз, когда он выходит на поверхность после сражений с самой тьмой. Есть в ней что-то честное, что-то домашнее. Ничего бы не смогло передать именно то, что происходит в игре лучше, чем акустическая гитара.
Каждый раз, запуская игру, первые ноты этой темы еще сильнее погружали меня в ту средневековую деревню. Она давала понять, что я в безопасности, как будто ее играет простой бард, застрявший тут, так же как и я сидя у камина в таверне.
А "музыка", что играла в пылу сражений с монстрами была скорее просто амбиентом, сопровождавшим чувство тревоги.
Геймплей
Ну, тогда я такого слова и не знал, но играть в Diablo было чертовски весело напряженно и тревожно. Для меня эта была первая RPG, да-да Action RPG было бы правильно, но если есть персонаж, его прокачка и инвентарь - значит RPG. Ведь я не знал о существовании Dungeons & Dragons и всего остального. Что есть игры с диалогами и сложными моральными выборами. Наличие инвентаря и выбор экипировки были для меня чем-то невообразимым, после игр в стиле Contra на Денди или Sonic на Сеге. Это же считай настоящий симулятор! Ах, если бы персонажу еще надо было есть и спать, вот тогда это было бы совсем круто, думал тогда я. Возвращаться в деревню, чтоб продать все поднятое в пылу сражений барахло стало настоящим ритуалом а найти новый предмет экипировки, который был лучше, приносило столько радости. Может быть и скорее всего именно потому, что радости вне игр было не так уж и много.
Три, те три персонажа, что были в оригинальном Diablo были настолько разными, что игру как минимум хотелось пройти три раза. Отыграть роль сильного воина, мага и ловкой лучницы. Попробовать в ней все, что только можно изучить каждый уголок карты. Спасибо разработчикам за это. Ведь по сути diablo, это четыре локации, но черт возьми, как же интересно было все это изучать.
Отдельно хочется отметить концовку. Когда ждешь стандартного эпилога в стиле "зло побеждено, все зажили счастливо", получить вот это... Для меня тогда это был настоящий шок.
Вывод
Так как же те времена и компьютерная игра Diablo стали частью того, кем я стал сейчас?
Самое важное, для меня это то, что я тогда впервые взял в руки русско-английский словарь и искал там слово "shield". Русских версий игр тогда не было и если во всяких аркадах и танчиках на приставках все было интуитивно понятно, то тут приходилось прибегать к помощи.
И вы знаете, затянуло. Сейчас я свободно знаю английский язык. Потому что после diablo были и baldur's gate и fallout и morrowind, в которые я хотел играть именно на языке оригинала, а после этого хотел спокойно общаться с согильдейцами в World of Warcraft.
Именно тогда я понял, что видеоигра может дать, хотя бы частично то, что вряд ли переживешь в реальной жизни, что она как хорошая книга и хоть и небольшое и виртуальное, но приключение.
Когда я еще отправлюсь в церковь, захваченную силами зла? У меня
семья, работа, кредиты и вообще взрослая жизнь.