Найти в Дзене
Интересная фантастика

Обзор пяти повестей мастеров русской фантастики.

Оглавление

Здравствуйте, уважаемые читатели. Традиционно, я строю свои подборки обзоров фантастической литературы по тематическому принципу. Например, обзоры боевой фантастики, постапокалиптики, фэнтэзи и пр. Исключения бывают относительно редко. Сегодня как раз такой случай. Общим основанием для книг обзора является то, что написаны они отечественными фантастами постсоветского периода. Причем, эти авторы достаточно известны в кругу почитателей нашего жанра. Второй признак статьи - говорить будем не про романы, трилогии (дилогии), циклы, а о повестях. Сегодня, практически все (да и я в том числе) сосредоточены на крупных формах. Обсуждают длинную фантастику, совершенно забывая, что повесть (и рассказы тоже), как форма литературы, позволяет сосредоточить внимание читателя на самом главном. А еще, если писатель талантлив, он в своей повести может раскрыть сюжет так, как толпы графоманов не сделают в своих огромных циклах. Начнем.

Изображение для заставки, взято на ресурсе Яндекс. картинки
Изображение для заставки, взято на ресурсе Яндекс. картинки

Андрей Лазарчук «Священный месяц Ринь» (1991)

Начну с повести одного из самых колоритных и самобытных фантастов современности, Андрея Лазарчука. 22 век. Человечество вышло в космос и вступило в контакт с инопланетными цивилизациями. На одной из планет люди встретились с гуманоидами очень похожими на нас внешне. Странная, застывшая цивилизация этой планеты, заинтересовала землян. Когда далекие предки древних египтян и шумеров еще только примерялись к удобствам долин Нила и междуречья Тигра и Ефрата, цивилизация исследуемой расы уже изобрела двигатель внутреннего сгорания. Но, так и не продвинулась далее. За последние несколько веков правления местной династии империи О, не было практически никаких изменений в обществе, технике, науке, культуре и пр. Например, компьютерные технологии недоступны местным на протяжении многих веков и тысячелетий.

Аборигены проявили необычный интерес к одной из земных религий и приняли православное христианство. Православные же признали идентичность одного из местных культов с собственной Верой. Странный симбиоз религий и культур. К чему он может привести? У Лазарчука вышло как всегда оригинально, с постановкой глобальных вопросов.

А еще, как и почти во всех ранних вещах автора, из повести веет либерализмом и демократией. В этот раз, вместо коммунистов реакционерами оказались православные. Автор впадает в некоторую политизированность (хотя она и не замещает до конца научно-фантастический и социально-фантастический посыл повести - они превалируют). Но, Лазарчук есть Лазарчук. Тем более, кто не был в молодости радикалом (либералом) у того, как известно, нет сердца, а кто в зрелом возрасте не стал консерватором, у того нет ума. Это выдумал конечно не я, а старый британский бульдог сэр Уинстон. Впрочем и без Черчилля понятно, по книгам автора, что Андрей Геннадьевич Лазарчук весьма и весьма неглупый человек.

Это и другие изображения обзора взяты на ресурсе Яндекс. картинки
Это и другие изображения обзора взяты на ресурсе Яндекс. картинки

Сергей Лукьяненко «Тени снов» (1998)

Космическая опера популярного российского фантаста Сергея Лукьяненко «Линия Грез», состоящая из двух романов и повести. Тон в ней задают одноименный начальный роман и его продолжение, роман «Императоры Иллюзий». Оригинальная и завораживающая фантастика с мрачноватым и несколько эксцентричным главным героем Кеем Дачем.

Одним из основных персонажей данной истории стал Артур ван Кертис, клон основателя могущественной корпорации а,Тан Кертиса ван Кертиса. По сюжету, Артур по заданию отца пытается проникнуть к месту соприкосновения со сверхъестественными силами (Богом?) на планете Грааль. Но, он постоянно терпит фиаско, будто сама судьба препятствует ван Кертису повторить деяние молодости. В этом мире возможно все, в том числе и воскрешение в своем новом теле. Арутр воскресает и снова повторяет путь к Граалю.

Повесть «Тени снов» представляет собой приквел «Линии Грез», в котором Артур совершает одну из бесконечных попыток достичь цели. На этот раз действие происходит на одной из отдаленных планет, где Артур оказывается в сопровождении необычного телохранителя. Небольшое поселение планеты Китеж – град состоит из потомков русских православных людей, которые пытаются сохранить свою идентичность. Дальше спойлерить не буду. Только один намек – боевка имеет место быть.

-3

Генри Лайон Олди «Захребетник» (2006)

Перу дуэта харьковских писателей Дмитрия Громова и Олега Ладыженского (Генри Лайон Олди) принадлежит атмосферная повесть в жанре фэнтэзи «Захребетник». Почему атмосферная? Потому, что начинаешь ее читать и почти реально погружаешься в мир фэнтэзийного восточного государства Баданден. Редко когда в фантастике можно встретить такое. Я прям ходил по восточным базарам, тавернам, площадям и т.п вместе с главным героем повести, молодым бароном Джеймсом. Полный щербет, халва и персик.

А еще, данная повесть отличный детектив в фэнтэзийном мире. Детектив и фэнтэзи, по мне так очень нетривиальная задача, соединить такие жанры. Авторы показывают отличное владение предметом фехтования. Тема холодного оружия в повести раскрыта полностью. Кроме детективного сюжета не обходится и без чисто фэнтэзийного момента, сверхъестественных сил. Ну а еще немного размышлений о поступках и их последствиях, на грани философии. Замечательная повесть, наверное лучшая из моей подборки. Категорически рекомендую.

-4

Марина и Сергей Дяченко «Эмма и сфинкс» (2002)

Я, как представитель мужского пола, больше люблю фантастику динамичную, боевую. Или космическую оперу, чтобы в космос, к звездам и другим мирам. Или фантастику научную, чтобы о тайнах мироздания и глобальных проблемах. Постап. Фэнтэзи. Киберпанк. Многое другое. Но вот как-то фантастика спокойная, более женская, не трогает меня, обращенного в дали галактик.

С данной повестью все не так. Красивая и грустная история ее и его. Просто повествование, про обычную девушку. Про, в общем, обычную жизнь. Но, если такая история «цепляет» читателей чей вкус сугубо мужская фантастика, значит ее писали мастера. Ну и вишенкой на торте повести является финал с научно-фантастическим оттенком, который органично вписывается в канву сюжета. Парни, кто читает мои обзоры только из-за динамичной фантастики, советовать не буду, потому что «не зайдет». Тем же, кто ценит фантастику разную, хороший слог и литературу, нужно эту повесть взять на заметку.

-5

Андрей Валентинов «Выше тележной чеки» (2000)

Завершает подборку повестей современных постсоветских авторов русской фантастики повесть «Выше тележной чеки» Андрея Валентинова. Произведение из цикла «Ория» - мира альтернативной истории с элементами маги. Можно назвать и фэнтэзи. Ория, страна напоминающая Древнюю Русь, населена вентскими (читаем славянскими) племенами. В повести «Выше тележной чеки» кей (князь) Велегост, сын верховного сполотского правителя из Савмата Войчемира, послан в Харпийские горы. Он должен утвердить владычество кеев в этой земле. Харпы и ранее платили дань в Савмат (столицу сполотов), однако, теперь им грозит прямое управление сполотских владык.

Совершенно очевидная аналогия с реальной историей, когда Киев покорял одно за одним племена древлян, северян, радимичей и прочих волынян и уличей. У харпийских племен свои расклады и противоречия между разными их группами. Все же, часть харпов решается на мятеж против кея Велегоста. В повести присутствуют чисто фэнтэзийные моменты, связанные с магическим, божественным и сверхъестественным. Однако, они не главные. Книга просто какое-то пособие по политике раннего средневековья. Так ярко и живо дает Валентинов описание противостояния Велегоста и харпов. Интересное фэнтэзи. Суровое.

-6

На этом на сегодня все. Читайте фантастику.

Подобные обзоры на канале: Обзоры советской фантастики

Подписывайтесь на мою группу Вконтакте. Еще больше фантастики (фильмы, аудиокниги, арт, музыка и т.п.).