Командующий отдельным кавказским корпусом в 1826 -1831 годах фельдмаршал Паскевич ставил себе задачу лишить горцев взаимной помощи. В этом случае можно было бы овладеть, по мысли Паскевича, основными пунктами в горах, не дать тем самым горцам маневрировать в предгорьях и лишить их пропитания, получаемое с равнин.
Паскевич не хотел покорять горцев черепашьим шагом, как это делал Ермолов. Он надеялся сделать это стремительным натиском. Желание одним ударом навсегда покончить с проблемами Кавказа привели к тому, что еще несколько десятилетий длилась кровопролитная война, стоившая России огромных материальных затрат.
Генерал Вельяминов предлагал решить кавказскую проблему за шесть лет, но по мнению Николая I она стоила чересчур дорого. Суть проекта Вельяминова заключалась в том, чтобы создать многочисленные казачьи станицы на всех пастбищах, лишив тем самым корма для основного средства передвижения горцев - лошадей, на которых они совершали свои набеги. Не будет лошадей и горцы будут вынуждены смириться.
Паскевич же обещал императору решить вопрос чуть ли не в одну компанию. Но перед началом покорения горцев, Паскевич планировал сломать сопротивление джарских лезгин, чтобы на границах Кахетии стало спокойно, затем основательно подчинить Осетию и Абхазию, и только потом думать о Чечне и закубанских землях.
В феврале 1830 года Паскевич быстро покоряет джаро-белоканских лезгин. В Дагестане Паскевич надеялся на преданность шамхала Тарковского, а в Нагорном Дагестане ханы к этому времени присягнули на верность русскому царю. Поэтому Дагестану в своих планах Паскевич уделял мало внимания, но, как оказалось, именно там расстроились все великолепные планы фельдмаршала Паскевича. Именно Дагестан грозил потрясти основы русского владычества на Кавказе. Искрой, которая привела к взрыву на Кавказе стало новое религиозное учение - мюридизм.
До появления этого учения, духовенство не пользовалось влиянием среди народа, который подчинялся или владетелям, или высшему сословию, или народному собранию. Теперь же народ сознательно подчинился поборникам мюридизма. Все вокруг стали сочувствовать мюридам, появление которых поднимало моментально на борьбу с неверными даже мирное население.
Спокойный ранее Дагестан взволновался, за ним и равнинные племена, затем волнения перекинулись и в Чечню. Государь требовал окончить покорение горцев уже летом, а Паскевич уже видел, что вряд ли управится и осенью, так как необходимых войск для этого еще не было. Он ожидал их прихода из Турции. Паскевич, к тому же, уже начал понимать, что за десятилетия наших взаимоотношений с горцами имеется немало случаев, которые заставляют их думать не в нашу пользу.
Возникший в Дагестане мюридизм, поднимал горцев на газават или религиозную войну, с борьбой более кровавой и до полного изнурения. На Востоке мюридизм известен с тех пор, как появился коран. Появился коран, появились и толкователи наилучшего "пути к богу" (тариката). Со временем духовные учителя начали использовать своих учеников (мюридов) для достижения своих политических целей.
Мюридизм предписывал человеку два правила: ежеминутное приготовление к вечности и непрерывная война против неверных, предоставляя на выбор - смерть, или соблюдение этих правил во всей их фанатичной жестокости. Шариат был установлен в его первобытном виде. Поборники мюридизма шли к его установлению кратчайшим путем, утверждая религиозное равенство среди всех слоев населения топором.
С 20-х годов мюридизм начал уничтожать всякую власть, созданную ранее народной жизнью, распространяя господство шариата. Мюридизм истреблял местных правителей и высшие сословия, искоренял стародавние народные обычаи, разделявшие племена,заменяя их повсюду властью духовенства и шариата. Основать управление покорным народом на основе шариата оказалось легко и кавказскому начальству, которое активно к этому прибегало на свою голову, только укрепляя этим мюридизм.
Первые проповедники мюридизма на Кавказе шли к своей цели медленно. Около семи лет они лепили фанатичную массу прежде, чем призвали их на борьбу с неверными. Они сумели сцементировать разрозненные племена Дагестана в одно крепкое тело и направить его на русских. Теперь главную роль играли не ханы, а имамы, которые стали держать в своих руках и волю, и совесть народа. Им не нужны были нравственные искания тариката, нужны были войны, готовые пожертвовать собой в слепом повиновении имаму.
Мюридизм проповедовал, что истинный магометанин не может быть под властью неверного, потому что он преграждает путь к престолу Аллаха. Мюридизм уничтожал в человеке идею о личной ответственности. Население гор постепенно перерождалось духовно. Правда, большая часть горцев выносила из проповедей новых учителей только ощущение надвигающейся борьбы с русскими.
В горах целые тысячелетия, отвергавших всякое гражданское устройство, мюридизм создал управление, общественную казну, провиантские магазины и крепости. Вместо разрозненных сообществ в горах появилась одна сплошная масса, оказывавшая сопротивление. К концу 1829 года Дагестан был уже объят религиозным энтузиазмом.
В январе 1830 года предводитель дагестанцев Кази-мулла призвал весь приморский Дагестан на священную войну против русских. Этот человек умел увлечь массы своим страстным убеждением. 4 февраля три тысячи всадников двинулись в Аварию. По дороге силы Кази-муллы выросли от 8 до 12 тысяч.
Однако аварская столица Хунзах выстояла штурм войск противника и отряд Кази-муллы вынужден был отступить. Император Николай I в знак благодарности за верность, оказанной Хунзахцами, пожаловал всему аварскому народу белое Георгиевское знамя. Первый взрыв мюридизма был остановлен под Хунзахом.
В феврале 1830 года русские войска начали подходить к Паскевичу из Турции. Горы были еще завалены снегом и поэтому фельдмаршал торопился поскорее покончить с джарцами, чтобы лезгины не успели оказать им помощь. Джарцы могли противопоставить Паскевичу до 10 тысяч вооруженных людей.
Закавказские лезгины не были единодушны в своей решимости дать отпор русским и Джары остались одни. 26 февраля старшины джарцев явились к Паскевичу; они поднесли ему хлеб-соль и положили к его ногам оружие. Так пала самостоятельность джарского союза, который был присоединен к Российской империи как Джаро-Белоканская область.
В 30-х годах круг, охваченный мюридизмом расширялся медленно, но постоянно, вытесняя русских шаг за шагом с Восточного Кавказа. В 1831-1832 годах мюридизм в приморском Дагестане был подавлен. Тогда это религиозное учение скрылось в горах и начальство потеряло его из виду. Мюридизм постепенно утверждался в горах под руководством Гамзат-бека, который заменил умершего Кази-муллу.
В 1834 году новый предводитель мюридизма предпринял попытку овладеть Аварией, которая не удалась Кази-мулле. В это время вся Авария, не исключая Хунзаха уже признавала святость нового учения. Однако вскоре и сам Гамзат-бек был убит в мечети. После него знамя окрепшего мюридизма подхватил новый предводитель, Шамиль.
С 1832 по 1839 год Кавказский корпус действовал исключительно против западных гор, со стороны Кубани и Черного моря. Горцы восточного Кавказа сливались в это время в одно политическое целое , они не были теперь разъединены. Покориться же отдельно, ни одно горское племя уже не могло, если бы и хотело, потому что общая сила мюридизма наказало бы это племя. Для того, чтобы покорить какую-то часть гор, русским необходимы были дороги к селениям и постоянные там войска. Побеждать нужно было не только людей, но и саму природу, которая ограждала горцев. Без покорения гор победить мюридизм было нельзя.
Ермоловскими методами бороться с горцами было теперь бессмысленно. Благодаря мюридизму, горцы потеряли совсем уважение к нашей силе. Во второй половине 30-х годов русское начальство, по-прежнему, еще пыталось решить вопрос мюридизма наскоком, направляя удары непосредственно на Шамиля, надеясь тем самым уничтожить мюридизм и вытравить его власть над горцами.
Однако, русские войска везде наталкивались на организованное сопротивление. Мюридизм в это время уже не был религиозной партией, он был уже государством. Поэтому все наскоки заканчивались сожжением нескольких мазанок, стоившие жизней нескольких сот, а иногда и тысяч русских солдат. Для горцев это была почти безвредная война.
Пытаясь покорить горцев, русские теряли своих солдат без малейшего результата. Тогда кавказское начальство осознало всю пагубность своей прежней военной тактики. Произошел перелом в кавказской войне. Наступление стало происходить только в одном углу военного театра: в чеченской плоскости. Там начальство в первый раз добилось положительного результата, вырубив в лесах просеки, и уже появлялась какая-то перспектива. В других местах - в Дагестане, на лезгинской линии двигались без определенной цели и ощупью.
В 40-х годах 19 века русские на время отказались от тотального покорения гор. Воинские экспедиции проводились осторожно, недалеко от своих военных укреплений, не подвергая войска каким-либо большим случайностям. В 1843 году горцы сами уже ринулись в наступление на русские войска и отняли Аварию и Койсубу, а затем разлились по всему Дагестану, захватывая крепости и уничтожая наши отряды.
Весной 1844 года пришлось ввести на Кавказ еще воинское подразделение в 40 тысяч штыков. Кавказский корпус начал все теснее сплачивался вокруг гор, не пытаясь внедряться вглубь неприятельской земли. Горцы увидели вокруг себя железный обруч, положивший конец распространению мюридизма.
Увлечение мюридизмом стало немного оседать. Возникла новая аристократия, вместо вырезанных в тридцатых годах. Шамиль занял положение азиатского султана, собираясь сделать наследственной свою власть. Народ постепенно начал уставать от деспотического управления. Материальная сила горцев значительно окрепла - появились крепости, литейные заводы. Фанатизм постепенно исчезал, заменяясь общественным и военным устройством. Горцы, запертые в горах, уже не надеялись, что могут выдавить русских с Кавказа собственными силами.
К началу 50-х годов 19 века борьба на Кавказской линии привела к тому, что империя вынуждена была приковать к восточной группе гор огромную армию, которая была начисто выключена их общих военных сил России.
Когда возникла Крымская война, то участь русского владычества на Кавказе несколько раз висела на волоске, поскольку русские на Кавказе были вынуждены воевать на два фронта, встречая неприятеля и с севера и с юга. Как говориться, слава Богу, что предводители мюридизма не предприняли в это время ничего решительного, и то только, благодаря тому, что наши оборонительные укрепления были для них очень серьезны.
С Турцией мы воевали с гораздо меньшими силами, чем были вынуждены воевать с мюридизмом. Во время Крымской войны Россия удержалась на Кавказе, хотя бы и потому, что Франция, располагавшая главными сухопутными силами в этой войне, была равнодушна в азиатскому вопросу и не имела никакого интереса выдавливать Россию с Кавказа. Об этом мечтала Англия, но к тому времени, когда она накопила необходимое число войск, наступил мир после окончания Крымской войны и англичане опоздали.
К Кавказу с 1854 по 1856 года были прикованы 270 тыс. русского войска. Из них только 70 тыс. занимались обороной от внешних врагов, остальные 200 тыс. были бесплодным посвящением мюридизму. Это были те лучшие войска, которых России не доставало в Крымской войне. И причиной тому был мюридизм на Кавказе.
Если бы русская сила не охватила мюридизм к середине 50-х годов железным поясом, то он мог бы разлиться по мусульманской Азии неудержимым потоком и тогда он неудержимо стал стремиться бы к возрождению халифата.
Источники: 1. Потто В. А. Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях. Место издания: СПб. Год издания: 1889. 2. Фадеев Р. А. Шестьдесят лет Кавказской войны. Место издания: Тифлис. Год издания: 1860.
Если статья понравилась: Поставьте лайк, подпишитесь на канал и оставляйте свои комментарии.