Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 ноября 2019 г. по делу № А58-10668/2018
Суть спора: привлечение Общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ) по факту нарушения нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Решение суда:
Суд первой инстанции удовлетворил требование Общества
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции оставил без изменений решение и постановление нижестоящих судов.
Фабула дела:
По результатам проведенной проверки Административный орган установил, что Общество при отработке месторождения не выполнило объем добычи полезного ископаемого, предусмотренного действующей проектной документацией, что является нарушением условий лицензии, пунктов 2 и 10 части 2 статьи 22, статьи 23.2 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон «О недрах»).
По факту выявленного нарушения в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление, согласно которому Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым постановлением Административного органа, Общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Правовое обоснование:
1.В соответствии со статьей 11 Закона «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Согласно пунктам 1, 2, 10 части 2 статьи 22 Закона «О недрах» пользователь недр обязан использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии, обеспечить выполнение условий, установленных лицензией и техническими регламентами.
При этом согласно абзацу 1 статьи 23.2 Закона «О недрах» разработка месторождений полезных ископаемых осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.
2.Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
3.Согласно материалам дела, объем добычи полезного ископаемого, определенный техническим проектом, Обществом не выполнен.
Поскольку административный орган вменяет Обществу несоблюдение требований технического проекта и невыполнение условий лицензионного соглашения в части установленного уровня добычи полезного ископаемого, учитывая, что условия лицензии и требования технического проекта предусматривают определенный уровень добычи минерального сырья, тогда как Обществом фактически добыто 0 кг., что является нарушением требований пункта 7 условий лицензии, пунктов 2 и 10 части 2 статьи 22, статьи 23.2 Закона «О недрах», суд пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) Общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
4.Исходя из установленных по делу фактических обстоятельств, суд указал, что Общество в силу своего правового статуса не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению нарушенных им правил и норм, в то время как, согласно материалам дела, у него имелась такая возможность.
Кроме того, суд отклонил довод Общества о том, что при нулевой добыче отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ. Напротив, суд указал, что в отсутствие изменений технического проекта нулевая добыча свидетельствует о его невыполнении, что образует состав вменяемого правонарушения.
Резюме суда:
Несоблюдение лицензионных требований и требований технического проекта в части установленного уровня добычи полезного ископаемого (в частности, нулевая добыча) при отсутствии обстоятельств, объективно препятствующих обеспечению установленного уровня добычи полезного ископаемого, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
В таком случае в техническую документацию должны быть внесены соответствующие изменения (дополнения).
Комментарий Центра:
Отступление от технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых в сторону уменьшения годовой добычи полезного ископаемого не является нарушением лицензионных требований и требований технического проекта в случае наличия обстоятельств, объективно препятствующих обеспечению установленного уровня добычи полезного ископаемого.
Указанное подтверждается Определением Верховного суда Российской Федерации от 14 ноября 2019 г. по делу А07-38376/2017
Следует также отметить, что действующим законодательством не предусмотрено внесение изменений в уже существующий технический проект разработки месторождения.
В случае возникновения необходимости изменения (дополнения) технической документации такие изменения в обязательном порядке должны оформляться отдельным документом. При этом данные изменения (дополнения, корректировка) рассматриваются как самостоятельная техническая документация, которая после согласования в установленном законом порядке становится приложением к действующему техническому проекту.
Указанное подтверждается Решением Арбитражного суда Приморского края от 21 июля 2017 г. по делу № А51-12258/2017.