Найти тему
Секреты Старого Китая

О некоторых различиях реформы боевых искусств Новейшего Времени в Японии и Китае

Оглавление
Не важно, будешь ли ты лучше кого-то. Важно, будешь ли ты лучше, чем вчера.

Давнишний приятель, ещё по карате-до, задал непростой вопрос. Вопрос возник у него после онлайн лекции Алексей Горбылева «Становление безоружных будо Новейшего времени (последняя треть XIX – первая половина ХХ вв.)». На мой взгляд, корректный и полноценный ответ на вопрос этот будет объемом где-то с кандидатскую работу, ибо товарищ попросил:

...кратенько пройтись по основным вехам и различиям реформы ушу в Китае и ЯпБи...

Подробно эта тема реформы ушу уже мной освещалась, и не однократно. Если пропустили, то начать можно, например, с этих материалов:

Там текста много, чтения хватит надолго! :)

Но если вернуться к сравнению реформ, то надо отметить: китайские преобразования начались позднее и во многом использовали уже известный им успешный опыт японских реформаторов.

Однако есть несколько немаловажных моментов, которые полезно знать и понимать. Постараюсь предельно кратко и тезисно.

-2

Первое: Исходные условия.

Если труд человеческого существа не приводит к благу общества, жизнь этого человека тщетна.

Когда мы говорим о реформе ушу, нельзя их рассматривать в разрыве от всех остальных реформ общества. Именно общественные реформы были вызваны естественным ходом истории и объективной необходимостью, однако Поднебесная и Япония сильно по разному подошли к этому, и уж совсем неодинаково прошли этот этап.

Революция Мэйдзи стартовала в 1868 году, внедрив внушительный комплекс политических, социально-экономических и военных преобразований и начинаний, превратив уже к 1889 году отсталую и аграрную страну в одно развитых государств мира. А вот китайские сто дней реформ начались лишь во многом как следствие вышеупомянутых японских событий, и только в 11 июня 1898 года был издан указ «Об установлении основной линии государственной политики». Данный указ подразумевал серьезные изменения государственного аппарата и армии, системы образования и промышленности, транспорта и сельского хозяйства. Планировалось срочно начинать строить заводы и фабрики, развивать главнейшие артерии промышленности той поры - железные дороги. Реформы посягали даже на «святой традиционный уклад»: требовалось наконец-то полностью уйти от натуральной оплаты налогов на оплату их в денежном эквиваленте.

-3

Но это программа 21 сентября 1898 закончилась жесточайшей реакцией с отменой всех преобразований. Завершились реформы арестами сторонников этих самых реформ. Но в итоге страна получила Синхайскую революцию, плавно переходя в гражданскую войну с Эрой Милитаристов, которая формально закончилась в 1928 году объединением Китая под флагом Гоминьдана, но фактически была завершена лишь с образованием КНР.

Тем не менее, даже в таких вот непростых условиях за период Нанкинского десятилетия были успешно сделаны фундаментальные преобразования в ушу, сделав из традиционного ремесла узкой кучки маргиналов вполне стройную систему массового физического воспитания и повышения самосознания нации.

-4

Второе: современная армия.

Кодокан дзюдо ставит три цели: физическое воспитание, подготовку к рукопашному бою и совершенствование сознания.

Одной из главных задач императорского правительства Японии было создание новейшей боеспособной армии. Две последующие войны с китайцами и нами на заре ХХ века, начало Второй мировой позволили неплохо продемонстрировать окружающим успех этих реформ, обеспечивших превосходство в выучке, организации и оснащении. В том числе над такими серьезными противниками, как американцы и англичане (вот интересный материал про то, как воевали японские десантники).

Говорить, что китайские военные на начало ХХ века не понимали необходимость кардинального и максимально ускоренного переустройства вооруженных сил, было бы совершенно некорректно. Слишком уж показательны в этом плане были Опиумные войны, Тайпинское восстание, Японо-цинская война, Боксерское восстание и Интервенция Восьми государств.

Необходимость изменений в этой области понимали не только в армии, но и в народе. Это хорошо заметно, например, как резко меняется вооружение охранных контор или деревенской милиции, как на фотографиях ниже.

-5

-6

Нет ничего удивительного в понимании превосходства современного огнестрельного оружия над традиционным китайским, не говоря уже про организационную структуру западного образца над Восьмизнаменной армией. Но есть интересные моменты. Вот, к примеру, в создаваемой уже по современным лекалам Северо-Западной армии в качестве четырех основных разделов для подготовки солдат тренировали:

  • кулачный бой (練拳);
  • рубка саблей (劈刀);
  • штыковой бой (刺槍);
  • спортивная гимнастика (體操);

При этом нет сомнений, что китайские генералы были в курсе знаменитой цитаты своего предшественника и героя борьбы с японцами при династии Мин, что безоружный бой необходим в первую очередь для психо-физического воспитания бойца, а на поле боя не шибко сгодится. Тут мне сразу вспоминается давнишний анекдот про то, в каких условиях советский десантник вступает в такой безоружный бой, но, уверен, вы и сами его знаете, в разных вариациях. :) Ничего ж не меняется в армии с древних давних лет...

Но на самом-то деле низкий уровень стрелковой подготовки и тактической для огневого боя был следствием.... первого пункта нашего списка. Ведь, например, патроны нужно же где-то делать! А фабрики и заводы, увы... надо было строить заранее. А что было с реформами - вы уже знаете.

-7

Что интересно, эта военная подготовка дала свой результат, хотя и пришлось местным изгаляться по всякому. Классический пример - это отряды мечников-дадаодуй, с их тактикой выхода дистанцию прямого залпа, потом бросок на гранатную, потом уже рубка на мечах-дао. Повторюсь, так было не от хорошей жизни, однако в горах и городской застройке вполне работало. И что характерно, с отлично подготовленной и оснащенной японской армией китайцы воевали аж до 1945 года, пока наши не пришли и не решили окончательно вопрос с японским милитаризмом. Что удивительно, европейцы в начале войны с японцами показали себя гораздо хуже. Тут пример обороны Гонконга прекрасный пример.

Третий: о роли личности в реформах

Учение одного добродетельного человека способно повлиять на многих; то, что было хорошо усвоено одним поколением, будет передано сотням поколений.

Один китайский исследователь истории ушу как-то сокрушался, что в Поднебесной не нашлось своего Дзигоро Кано, тогда бы мы сейчас видели несколько иной итог.

Возможно, это действительно так. Но история не терпит сослагательного наклонения, и мы не можем знать, как бы развивалась реформа ушу, если бы у руля Центрального Института Гошу стоял не Чжан Чжицзян, а вместо этой организации было что-то иное в Пекине, Ханчжоу или где-то ещё...

-8

Увы, ему не удалось объединить в русло единой концепции и направленности многочисленные разрозненные объединения ушуистов. Уж больно разнородными были эти круги, преследовавшие свои цели.

С одной стороны, в структуры Института активно привлекались традиционные мастера, чтобы использовать их для распространения своей методологии в многочисленных гошугуанях. Но руководили и определяли идеологию бывшие представители комсостава, с актуальным военным образованием западного образца и практическим боевым опытом времен гражданской войны, прекрасно понимавшие: гражданским в рамках единого образования нужна физкультура, а военным - совсем иная подготовка. Однако именно они в то время задавали вектор преобразований, определяли пути их осуществления и распространения в широкие массы населения, и этим тоже реформа отличается от Японии.

С другой стороны им "противостояло" улиньское сообщество, тесно связанное с городской и столичной интеллигенцией, видевшее пути реформирования несколько иначе, чем государственный Центральный институт.

Но были еще те, кто считал необходимым сохранять доставшееся им наследие предков, а не реформировать его...

-9

Подводя вышесказанное, можно сказать: различие итогового результата определялось неодинаковыми условиями проведения реформ.

Как было сказано: "Страна Восходящего Солнца была на подъеме, а в Поднебесной царил упадок и уныние".

Вместо успешных реформ и и развитого государства, Китай получил революцию и длительную гражданскую войну, но идея сделать боевые искусства национальными вывело ушу на совершенно новый виток развития. Новый Китай развивал и распространял боевые искусства как систему повышения физической культуры, национальной гордости и самосознания народных масс, но в меньшей степени как прикладной рукопашный бой. Лишь небольшие отголоски Старого ушу еще сохранялись в наиболее затерянных уголках Китая до недавнего времени.

Это собственно и основные моменты, на которые мне хотелось обратить ваше внимание. Ну а цитаты Дзигоро Кано вы и сами узнали. Я надеюсь...

Дм. Моисеев, СПб , карантинная весна 2020 года