Найти тему
POSTBENUA

Как слушать классику, если ты ничего в ней не понимаешь

Оглавление

Я до конца своих дней помню свою первую эмоцию от прослушивания оперной арии.

Я выключила ее посредине. Единственная мысль в голове была: «Что это за бред? И вот это вот опера? И вот этим вот все восхищаются? Эх, пусть меня считают глупой, но это невыносимо слушать».

Мне было 15.

Сейчас мне 26 и я угадываю оперу с трех нот, легко высиживаю 4-х часовой спектакль и все такое. Но про оперу мы поговорим отдельно. Сегодня я вспомню о том, как открывала для себя мир классической музыки.

Помню, как я задумалась о том, что неплохо было бы знать хотя бы самые попсовые классические мелодии, чтобы сойти за умную в приличной компании.

Я погуглила. Я удивилась.

Классической музыки ОЧЕНЬ много и слушать ее всю подряд — не хватит жизни. Я пыталась выстроить себе какую-то логику, слушать по композиторам — ничего не помогло. В голове как была каша, так и осталась, половина мелодий мне не нравилась, фамилии композиторов упрямо не запоминались.

Опять же, сейчас я с удовольствием слушаю классику, когда у меня есть настроение и вот что я поняла, проехавшись на поезде от станции «понятия не имею что это» до «чувак, это Вивальди».

Нормально, если вам не нравится какой-то композитор, мелодия или даже целая эпоха

Вам не должна нравиться вся классическая музыка и вы смело можете говорить об этом. Во-первых потому, что тот, кто у вас спрашивает, сам может не разбираться, а во-вторых классическая музыка — это такая же музыка, как и любая другая. Если вам нравится рок, то вам совершенно не обязательно нравится весь рок, а может нравиться только русский или только американский. Так же и в классике. Поэтому, если вы включили Моцарта и вам он показался неинтересным — добро пожаловать ко мне в клуб. По-моему он невыносим. И вся барочная музыка вообще (то есть музыка тех лет). Но с этим можно жить.

Если вам не нравится сразу два или три композитора — смените эпоху или страну

Погуглите и посмотрите, что объединяет композиторов. Возможно они унылые немцы или странные французы. Смените страну, время и поищите другую академическую музыку, из другой страны или времени.

Бетховен немного удивлен тем, что ты его не знаешь
Бетховен немного удивлен тем, что ты его не знаешь

Начните с России

Чайковский, например, прост и понятен. Его многие знают и вам будет легче проявить себя в компании. Русская музыка вообще хорошо отзывается в соотечественниках, даже современных.

Попробуйте новинки

Проще всего начать слушать классическую музыку с новых альбомов. Просто заходите в новинки жанра и слушайте все, что вышло накануне - если лейблы это выпустили, значит это коммерчески успешная, интересная музыка. Часто именно так я нахожу новых композиторов и классные произведения.

Классика в музыке — не только времена крендельков и бантиков

Есть раннесоветская классика. Это прекрасная российская музыка. Если вам не нравятся все эти музыкальные бублички-кружавчики, послушайте Шостаковича. Под него хочется убивать. А еще есть величественный Свиридов («Время, вперед!» заставка Новостей на Первом канале и самый «русский» вальс «Метель») и добрый-веселый Хачатурян. Под них хочется жить. А еще есть живые и прекрасные композиторы, вроде российского Леонида Десятникова или литовского Петериса Васкса. Современная академическая музыка настолько прекрасна, что о ней нужно писать отдельно.

Не все оркестры хорошо играют

Они как йогурты из старой шутки. Не все одинаково полезны. Иногда то, нравится вам музыка или нет, зависит от оркестра и записи. Если хоть что-то вас зацепило в мелодии, то попробуйте поискать ее в другом исполнении.

Есть скучная классика, а есть не скучная

Выслушать всю симфонию с наскока — это для самоубийц. Симфония может длиться очень долго. Не пытайтесь осилить крупные формы (симфонии) целиком. Есть короткие произведения, начните с них.

Не бегите в филармонию

Это — для ценителей. Вы там будете спать, я вам это гарантирую.

Я не топлю за то, что классику нужно слушать всем и разбираться в ней нужно обязательно. Не всем. Не обязательно. Но если такая музыка есть и она может понравиться, доставить приятные эмоции, вдохновить наравне с тем, что уже есть в плеере — то почему бы и нет?...

Нина Бенуа