Найти тему
Кот-ученый

Российские авианосцы на реках. Часть 2

Юрий Каторин

Окончание. См. часть 1.

Начиная с ноября 1919 года колчаковские войска стремительно отступали. 4 ноября Красной армией был занят Ишим, 14 ноября – Омск, 22 декабря – Томск. Все корабли флотилии попали в руки красноармейцев. Не избежали этой участи и гидроавиационные части (вместе с большинством их личного состава). Эшелон Гидроавиационной станции с самолетами был захвачен на железнодорожной станции Енисей. В апреле приказом по 5-й армии гидроавиастанция была включена в состав советской Сибирской военной флотилии, базировавшейся на Байкале и реках Сибири. Большинство личного состава гидроавиационного отряда и станции первоначально продолжило службу в составе Красного флота, лишь некоторые были осуждены. Впоследствии часть офицеров попали в состав Народной армии Дальневосточной республики, а затем либо эмигрировали, покинув Советскую Россию, либо же продолжили службу в составе Сибирской флотилии в период 1921–1922 годов и либо эвакуировались на кораблях Сибирской флотилии или же остались на территории РСФСР.

Плавучий авиангар «Амур»
Плавучий авиангар «Амур»

После окончания Гражданской войны опыты по созданию речных авианосцев продолжились. В 1928 году на Дальневосточной (Амурской) военной флотилии башенная канонерская лодка «Вихрь», стоявшая после Гражданской войны без вооружения, была переоборудована в несамоходный авиатранспорт на 4 гидросамолета МР-1 (поплавковый вариант разведчика-бомбардировщика Р-1), получивший название «Амур». Он использовался как база 68-го речного авиаотряда. Для этого с бывшей канонерки сняли все надстройки, за исключением передней бронерубки, на освобожденной верхней палубе соорудили большой ангар, а также необходимые ремонтные мастерские и склады.

Схема авиатранспорта «Амур»
Схема авиатранспорта «Амур»

Плавбаза имела жилые помещения для команды и летного состава. Откидывающаяся задняя стенка ангара служила для спуска самолетов на воду. Летчики отряда ласково называли свой плавучий авиангар «Мать». Впрочем, столь ценный боевой корабль быстро вернули в первоначальный вид, а в 1933 году переименовали в «Дальневосточный комсомолец».

Буксир «Сильный» для авиатранспорта «Амур»
Буксир «Сильный» для авиатранспорта «Амур»

К «Амуру» был прикреплен колесный буксир со стальным корпусом «Сильный». Водоизмещение 190 т, длина 55,70 м, ширина габаритная 16,60 м, паровая машина Compaund мощностью 450 л.с, скорость полного хода (без воза) 19,5 км/час, дальность плавания экономическим ходом (17,5 км/час) 684 км. Построен в 1910 году на з-де Кунцевская верфь (Нижний Новгород), входил в состав Амурской флотилии, в 1918 году захвачен японцами и уведен (1920 г.) на Сахалин в 1925 году возвращен СССР, в 1926 году переклассифицирован в минный заградитель. Вооружение: три 45-мм орудия со стволом длиной в 21 калибр, четыре пулемета калибра 7,62-мм, до 50 мин «Рыбка» на палубе и до 100 – в погребах, прошел капремонт в 1928 году. [12]

Летчики 68-го речного авиаотряда, на заднем плане самолеты МР-1
Летчики 68-го речного авиаотряда, на заднем плане самолеты МР-1

Однако еще до переклассификации «Амура» обратно в монитор 68-й авиаотряд, успел принять самое активное участие в вооруженном конфликте на советско-китайской границе, связанном с захватом китайскими войсками Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). 7 сентября 1929 года двумя гидросамолетами МР-1 из 68-го авиаотряда была проведена разведки и фотосъемки района Сахаляна. Вылетев с базы 7 сентября в 10.00, они вернулись в Благовещенск 8 сентября в 12.00. Активные боевые действия в районе Лахасусу против китайской военной флотилии в устье Сунгари начались 12 октября. Дальневосточная авиагруппа состояла из 40-й авиаэскадрильи им. Ленина, прибывшей осенью 1929 г. по железной дороге из Липецка, и 68-го гидроотряда, приписанного к Дальневосточной (Амурской) военной флотилии еще в 1927 году, на его вооружении находились 8 МР-1 (в некоторых источниках упоминается 14 машин, но, скорее всего, это штатная численность). Р-1 из 40-й эскадрильи и МР-1 из 68-го отряда наносили бомбовые удары по вражеским укреплениям, кораблям и огневым точкам. Авиация во многом содействовала захвату Лахасусу.

Самолет МР-1, схема
Самолет МР-1, схема

Многоцелевые самолеты Р-1 (первый самолет Поликарпова) и МР-1 были фанерными, легко уязвимыми даже для винтовочного огня и несли малую бомбовую нагрузку (изначально это вообще был самолет-разведчик). Поэтому китайское военное руководство вообще с недоверием относились к возможностям советской авиации в нанесении эффективных ударов по наземным войскам, справедливо полагая, что самолеты такого типа не смогут нанести серьезных потерь, особенно закопавшейся в землю пехоте.

30 октября советская Дальневосточная военная флотилия (ДВФ) двинулась вверх по Сунгари, ей поставили задачу разгромить вражескую группировку в районе Фугдина (Фуцзинь). Восемь МР-1 из 68-го отряда, несмотря на неблагоприятные метеоусловия (мороз -11 С, шквальный ветер до 8 баллов), успешно вели воздушную разведку и несли охрану своей флотилии. В первый день они совершили 17 вылетов, добыв ценную информацию об обстановке на фарватере, что позволило советским мониторам и канонеркам обойти затопленные китайцами в качестве заграждений суда. На следующий день командир отряда Эдуард Мартынович Лухт (1893–1940) и летчик Д.И. Боровиков парой бомбили вражеские корабли и укрепления. По самолетам открыли массированный сильный огонь с земли. Однако это не помешало летчикам прицельно отбомбиться по китайской канонерской лодке. На китайских кораблях стояли автоматические пушки, которые можно было применять против низколетящих самолетов. Однако, близкие разрывы тяжелых снарядов наших мониторов раскачивали вражеские суда, мешая китайцам вести прицельный огонь.

В тот же день Лухт и Боровиков еще раз показали свое высокое боевое мастерство. Конная группа белокитайцев численностью 300 человек напала на высадившийся с кораблей Амурской флотилии десант. Снизившись до 50 метров, летчики стали расстреливать конницу из пулеметов и нанесли ей значительный урон. Позже Э.М. Лухт докладывал: «Летчиками отряда уничтожены канонерка… вооруженный пароход, баржа… Подавлены вражеская артиллерия и пулеметные точки. Рассеяна белокитайская конница, чем оказана помощь десанту». В бою 31 октября гидросамолеты 68-го отряда совершили девять боевых вылетов в районе Фугдина.

Утром 1 ноября Фугдин был занят десантными войсками почти без сопротивления. Китайский гарнизон не дал разгромить себя «длинноносым круглоглазым варварам» и… успешно бежал с поля боя, показав редкостную прыть. Его не преследовали. После взятия Фугдина кампания на Сунгари завершилась, поскольку начавшийся ледостав заблокировал реку гораздо более надежно, чем китайские заслоны. 6 ноября Амурская флотилия вернулась в базу. По представлению командующего флотилией Э.М. Лухт (эстонец по национальности) был награжден вторым орденом Боевого Красного Знамени. Награду ему вручил командарм ОДВА Василий Константинович Блюхер (1890–1938).

Командир 68-го авиаотряда Эдуард Мартынович Лухт (1893–1940)
Командир 68-го авиаотряда Эдуард Мартынович Лухт (1893–1940)

В авторитетных европейских изданиях, таких как «Дейли Телеграф», «Таймс», «Пари Матч» и пр., сразу же отметили, что всего у китайцев на Сунгари имелось семь канонерских лодок и вооруженный пароход. Журналисты, получив сведения, что во время боя и после него были уничтожены шесть пароходов, а наиболее сильная канонерская лодка из боя вышла сильно поврежденной и, придя в Фугдин, затонула, сделали вывод, что «если так, то в настоящее время на Сунгари китайской военной флотилии нет». Неустановленное количество белокитайских солдат и матросов (200–300), находившихся на 7 кораблях флотилии утонули в ледяной воде.

Оставим эти цифры на совести журналистов, но достоверно известно, что затонул флагман китайской флотилии канонерская лодка «Кианг-Хенг» (она же «Киан-Хын», она же «Цзян-Хун»). Построена в Кобэ на верфях «Кавасаки» в 1907 году по заказу наместника Лянгуана Чэнь Гуантао. Китайцы классифицировали ее как «речной крейсер». Стоимость корабля составила 135 000 юаней. Водоизмещение 550 т, основные размерения 180 х 28 х 7,5 футов (55 х 8,5 х 2,3 м). Силовая установка – 2 угольных котла, паровая машина мощностью 950 л.с., 2 винта, скорость 13 узлов, экипаж – 15 офицеров, 90 матросов и старшин. Вооружение: одно 4,7" (120-мм) орудие Армстронга с длиной ствола 57 калибров, три 3" (76-мм) орудия японского производства, четыре 47-мм зенитных орудия, четыре 7,92-мм пулемета.

В канонерку попали три бомбы и она очень быстро затонула, как удалось позже выяснить по показаниям местных жителей и пленных, со всего экипажа удалось спастись только четверым. Интересно отметить, что это судно до 1944 года (уничтожен крейсер ПВО «Ниобе», 3512 т) считалось крупнейшим неприятельским боевым кораблем, потопленным советской авиацией.

. Флагман китайской флотилии канонерская лодка «Цзянхэн»
. Флагман китайской флотилии канонерская лодка «Цзянхэн»

В этот же день советские ВВС понесли первую потерю. Возвращаясь из Фугдина, пилот Ветров обратил внимание на перегрев двигателя. Оказалось, что течет пробитый пулей радиатор. Пришлось садиться в гавани Лахасусу, не дотянув несколько километров до плавбазы. При посадке поплавки попали на отмель и самолет скапотировал. Летчики выпали из кабины в ледяную воду. К счастью, рядом проплывал монитор «Ленин», команда которого спасла экипаж, но разбитый гидроплан ремонту не подлежал и его пришлось списать.

Сунгарийская операция успешно завершилась 16 октября. В донесении в Москву указано, что потерь не было, только три самолета получили пулевые пробоины, но остались в строю (?). Самолеты действовали почти беспрепятственно, сталкиваясь лишь со стрелковым огнем с земли. На китайских кораблях стояли автоматические пушки, которые можно было применять против низколетящих самолетов. Однако, близкие разрывы тяжелых снарядов наших мониторов раскачивали вражеские суда, мешая китайцам вести прицельный огонь. Китайцы даже не пытались применить против советской авиации имевшиеся в их распоряжении «Бреге». Противник, напротив, понес весьма значительные потери. 17 октября в Шанхайской прессе сообщили о поражении китайской военной флотилии на реке Сунгари, трех потопленных и четырех поврежденных канонерских лодках, а также о 1000 убитых матросов. За активное участие в разгроме китайских милитаристов постановлением ЦИК СССР от 23 марта 1930 года ДВФ была награждена орденом Боевого Красного Знамени, не обошли награды и летчиков.

Летчики 68-го отряда, после награждения орденами Красного Знамени (слева Э.М. Лухт)
Летчики 68-го отряда, после награждения орденами Красного Знамени (слева Э.М. Лухт)

Об успешном опыте времен Гражданской войны вспомнили уже в годы индустриализации. В 1934 году на «Красном Сормове» были заложены три однотипных сухогруза грузоподъемностью 1650 тонн, первоначально предназначавшихся для Каспийского пароходства. Корабли в духе времени получили имена в честь «братских» советско-кавказских народов: головной «Чеченец», остальные два «Осетин» и «Тюрок». Однако 2 июля 1935 года директор завода В. Сурков получил приказ переделать их в… авианосцы для Каспийской военной флотилии. Причем решение об этом было принято на самом высоком уровне, скорее всего не без участия «отца народов».

К этому времени «Чеченец» уже находился на завершающей стадии постройки, и перепрофилирование сухогруза в боевой корабль потребовало больших производственных затрат. С другими двумя дело обстояло проще. Авиатранспорт, как его называли в официальных документах, предназначался для базирования гидросамолетов Бе-2. Последние были вооружены тремя пулеметами и могли нести две бомбы. Переоборудование потребовало увеличить размер грузового люка, создать патронный погреб, разместить цистерны с бензином для самолетов и насосы для него, самолетные ангары и самолетоподъемники. Пришлось также смонтировать дополнительные переборки и палубы, увеличить помещение для провизии, установить огромное количество другого оборудования. Схема запуска и приема на борт самолетов была обычной для того времени: запуск катапультой, подъем на борт с помощью специальной стрелы. Каждый сормовский авианосец должен был нести 8 самолетов.

Для передвижения по палубе размещались рельсы со стрелками трамвайного типа, по которым машины двигались на специальных тележках. Далее катапульта, приводящаяся в действие специальными компрессорами, должна была «отстреливать» самолет за борт. Для того чтобы принимать его обратно, на фок-мачте устанавливались две стальные стрелы с выносом на 10 метров.

Поскольку данное переоборудование превращало сухогрузы в полноценные боевые корабли, потребовалось разместить на них не только множество новых узлов, но и вооружение. В трюме были построены инструментальная, механическая, электросварочная мастерские, размещен погреб для 100 кг авиабомб вместимостью 200 штук, снабженный краном-подъемником на четыре бомбы одновременно. Для облегчения управления штурвал был перенесен с кормы на нос корабля. Здесь же были размещены штурманская и радиорубка. В результате всех этих мер масса судов возросла на 100 тонн, увеличилась осадка, а полное водоизмещение достигло 3120 тонн.

С названием головного судна тоже произошел казус. Одно дело сухогруз «Чеченец», другое дело авианосец «Чеченец». Называть боевой корабль именем народа, известного мятежным духом, было как-то не с руки. Посему его тихо и без помпы переименовали в «Куйбышев». Названия же остальных двух оставили.

Строительство и переоборудование теплоходов осложнили сормовичам постройку подводных лодок в 1935 и 1936 годах, кроме того, были выявлены различные трудности, в частности, оказалось, что не может быть обеспечена замена внутри судна целых палуб и платформ, наружной обшивки в условиях уже собранного корпуса. Программа завода, и без того весьма напряженная, была перегружена массой новых трудоемких работ. В итоге сроки сдачи были сорваны, руководство завода всячески пропагандировало неверие в возможность довести проект до конца. В результате, как это часто бывает в России, было принято «компромиссное решение», т.е. ни то, ни сё. Корабли было решено достроить, но авианосное оборудование сделать съемным и установлить вместе с самолетами только «в случае мобилизации». Все три судна были спущены на воду в конце 1936 года и отправились на Каспий выполнять функции сухогрузов (1805 брт).

Вообще решение партии о создании речных авианосцев, как и большинство других, оказалось довольно продуманным, но исполнение подкачало. Когда началась война, командование Каспийской флотилии в соответствии с мобпланами отдало приказ ввести авианосцы в строй. Однако выполнить его не удалось по причине банального отсутствия предусмотренных для них самолетов Бе-2. Вот так вот! Авианосцы есть, а самолетов для них нет. В итоге на суда поставили только предусмотренные зенитки и пулеметы, превратив их в самые заурядные вооруженные транспорты.

В период боев за Северный Кавказ и Волгу фронт приблизился к Каспию, и морякам пришлось работать под ударами вражеских бомбардировщиков. Особенно неистовствовала фашистская авиация на Астраханском рейде – горючее разгружали прямо под бомбежками. В результате налетов вражеской авиации и несчастных случаев в 1942 – 1944 годах Каспийский торговый флот потерял 32 транспортных судна, около 100 моряков погибло на своих боевых постах. И вот тут-то авианосцы оказались бы просто незаменимы, т.к. прикрыть суда в открытом море было попросту нечем. А как показал опыт – сухопутный самолет-бомбардировщик всегда уклонялся от боя над морем с летающей лодкой, даже и не специализированным истребителем.

Несостоявшийся авианосец сухогруз «Куйбышев»
Несостоявшийся авианосец сухогруз «Куйбышев»

По иронии судьбы сами несостоявшиеся авианосцы «Куйбышев» («Чеченец») и «Осетин» стали жертвой отсутствия этих самых авианосцев. Они перевозили ленд-лизовские грузы из портов Ирана в Астрахань и неоднократно подвергались ударам авиации. Поначалу экипажам удавалось отбиваться, но 24 октября 1943 года «Осетин» был потоплен во время стоянки на Красноводском рейде, 14 человек погибло, 6 человек, в том числе капитан теплохода, было ранено. Спустя четыре дня «Куйбышев» вышел из Бендер-Шаха в Махачкалу, груженый английскими танками. Однако до места назначения он не добрался. В открытом море сухогруз был атакован и пущен на дно немецким самолетом. Весь экипаж (41 чел.) вместе с капитаном теплохода Е.А. Ровинским погиб.

Литература

1. Военно-технический альманах «Тайфун» №3, 1997. – 46 с.

2. Кузнецов Н.А. Речная боевая флотилия в кампании 1919 г. на Каме //Вестник молодых ученых. Исторические науки. № 5, 2000. – с. 43-56.

3. Бойков Б.В. Корабельная авиация. – М.: «Военмориздат», 1946. – 420 с.

4. Столярский С.Э. Применение гидроавиации для совместных действий с речной военной флотилией. М., 1921.

5. Кузнецов Н.А. Морская авиация и морские летчики в Белом движении на Востоке России (1919) // Война и оружие: Новые исследования и материалы. Вторая Международная научно-практическая конференция, 18-20 мая 2011 года. СПб., 2011. Ч. I. С. 451-472.

5. РГАВМФ. Ф. Р-1722 – Морское министерство белогвардейского правительства Колчака, г. Омск.

7. РГАВМФ. Ф. Р-2180 – Речные флотилии Всероссийского правительства (белых).

8. Кадесников Н.З. Краткий очерк Белой борьбы под Андреевским флагом на суше, морях, озерах и реках России в 1917–1922 гг. Л.: Изд. «Кучково поле», 1991 – 224 с.

9. РГВА. Ф.39597. Оп.1. Д.67. Л.143об

10. Макаров B.C. Материалы для истории флота в период Гражданской войны 1917-1920 гг. Сибирь // Морские записки. 1954. № 2. С. 38-44.

11. Морская авиация России. М.: «Машиностроение», 1996. – 268 с.

12. Каторин Ю.Ф. Речные авианосцы. // Журнал университета водных коммуникаций №7, 2010. – с. 48-52.

13. Широкорад А.Б. Россия и Китай — конфликты и сотрудничество. ООО "Издательство «Вече 2000», 2004

14. All the World's Fighting Ships 1906–1921 /R. Gardiner. – London: Conway Maritime Press / US Naval Institute Press, 1985. – 486 р.