Найти тему
Хаос артхауса

Фильм “Идиоты” - шизофрения, свободная любовь и приговор обществу

Именитый датчанин Ларс фон Триер - признанный мастер провокации и разрушитель жанровых рамок. Именно он создал и сформулировал постулаты “Догмы 95” - революционного манифеста, призывающего отказаться от привычных правил киносъемки.

Один из вариантов постера фильма (источник: https://www.kinopoisk.ru/)
Один из вариантов постера фильма (источник: https://www.kinopoisk.ru/)

Последователи “Догмы” всегда снимают без искусственного освещения, отказываются от компьютерной графики, не пишут имя режиссера в титрах и не ставят камеру на штатив, снимая “с рук”.

В 1998 году Ларс фон Триер снял фильм “Идиоты”, соблюдая правила выдвинутого им манифеста. Сюжет повествует о группе людей с весьма странным хобби. В свободные время они собираются вместе притворяются шизофениками и умственно отсталыми. “Надевая маску” шизофреников, они снимают с себя все моральные и этические ограничения.

Кадр из фильма (источник: https://www.kinopoisk.ru/)
Кадр из фильма (источник: https://www.kinopoisk.ru/)
Триер вынашивал идею фильма два года, а сценарий написал за четыре дня. Он собрал актеров и наснимал более ста часов материала, ибо дешевизна пленки это позволяла.

Во время съемок актеры много импровизировали. Режиссер говорил, что они должны не играть, а жить перед камерой. Для того, чтобы добиться реальных эмоций, Триер доводил актеров до слез, провоцируя их. Поэтому в некоторых сценах слезы на глазах актеров совершенно реальны.

Не менее реальным был и секс на съемочной площадке. Ларс фон Триер хотел, чтобы актеры занялись групповым сексом на камеру, он этому не было суждено сбыться. В итоге в сексульных сценах снялись порнодублеры. Но нужный эффект был получен - порнографическая демонстрация оргии на большом экране шокировала зрителей.

Один из кинокритиков был выведен из кинозала во время премьерного показа “Идиотов” на Каннском фестивале за то, что начал кричать оскорбления в адрес фильма на весь зал.

В фильме много крупных планов. Камера будто нарушает личное пространство персонажей.
В фильме много крупных планов. Камера будто нарушает личное пространство персонажей.
Российский драматург Валерий Печейкин написал по фильму пьесу, в режиссер Кирилл Серебренников поставил по ней спектакль на сцене московского “Гоголь-центра”. Это было в 2013 году, через 15 лет после премьеры фильма. Серебрянников даже написал свою “Театральную догму 13”.

Картина не только шокировала, но и возмущала. Например, в некоторых сценах снялись люди с реальными психическими отклонениями. Кто-то счел это аморальным. Также в фильме поднимаются многие болезненные для общества темы. Социальное угнетение, неравенство, нетерпимость - об этом с экрана говорят прямым текстом, задавая вопрос: “А не являются ли все эти ваши социальные рамки и правила чушью? В чем смысл показушной правильности? Почему все постоянно болтают о справедливости, но при этом ненавидят тех, кому мило улыбаются?”

Фильм очень жестко ставит обществу диагноз: “Настоящие идиоты - это не несчастные душевнобольные, лежащие в психбольницах. Идиоты - это вы. С вашей фальшивой правильностью”.

Фильм без всякого стеснения  поднимает многие табуированные темы
Фильм без всякого стеснения поднимает многие табуированные темы

Расскажите, смотрели ли Вы фильм “Идиоты”? Как вы относитесь к творчеству Ларса фон Триера?

Жмите “палец вверх”, подписывайтесь на канал. Я расскажу много интересного.