Найти в Дзене
С. Иванов

Я лечу детей. Часть первая:"Что там впереди?" Раздел 1. Выпуск 2.

фотография из свободных источников
фотография из свободных источников

Что в медицинский, что в политехнический — требования одни. Проверяются только знания. Сдал экзамены, и вот ты, потный, выходишь на улицу, и решением приемной комиссии тебе даровано право. Тяжелое. Ответственное. Большое. Учиться продлевать человеку жизнь и отгонять смерть — как злую муху с ядовитым жалом. И не ты ли дерзнешь вырвать жало? Не ты ли найдешь противоядие? Кто себя не видел в юности благодетелем человечества?! Милиция охраняет человека. И медицина. И как они похожи по задачам: отыскать опасный элемент, изолировать от среды, переделать или уничтожить...

А может быть, вместо экзамена по химии тебе надо было сегодня сдавать экзамен по сострадательности и великодушию, проходить проверку на душевность и долготерпение?

Только где найти экзаменатора?..

Существует ли призвание быть врачом? Я думаю, ответ отрицательный. Есть профессии, и есть какая-то совокупность душевных качеств, представляющая личность. Требования профессии выработали свой стереотип: для космонавта — один, для библиотекаря — другой, для агронома — третий. Но профессиональный стереотип медика состоит из главнейших человеческих качеств. Они заложены в любом. Их можно развить, заглушить, оставить в зачаточном виде. Стремление быть нужным, облегчать страдания, бескорыстная самоотдача, «сосердцание» — слившись воедино со специальными знаниями — дадут чистый и ценный сплав, именуемый «хорошим врачом». Чувства можно воспитать, знания — приобрести. Было бы желание. Но желание быть врачом нельзя называть призванием. Вот и выходит, что врачебного призвания нет.

Но все-таки однозначного отрицания недостаточно. Вспомнишь корифеев, ну хотя бы того же Пирогова, и дивишься: что, как не призвание, с детских лет освещало перед ним будущий путь? Медицина и сегодня еще в чем-то сродни искусству. И как искра вдохновения, мелькает у врача «божьей милостью» мысль о неожиданном диагнозе. И будто растения к солнцу, тянутся к иному врачу больные.

Но если предрасположенность к медицине существует — как ее выявить? Ничего тут пока что не ясно. Ни один центр профориентации не подскажет, годен ли ты во врачи. Ни в одном институте не проверят.

Есть желание? А что в твоем сердце?..

Только и остаются

самокопания

самоанализа:

то ли ты паинька?

то ли канальица?..

Душевные качества, заложенные в человеке, решают: быть ему врачом или манекеном с дипломом. Но в институте их практически не культивируют. Считают, что душа десятиклассника достаточно «созрела». Осталось только вложить в нее знания да навыки.

А ведь это ошибка. Распространенное и банальное заблуждение.

Маленький ребенок не скажет после еды спасибо, если его не научат. И большой ребенок, то бишь студент первых курсов, не поймет, что такое медицина и что значит быть медиком, пока ему не объяснят.

Пусть бы я трижды возмутился: «Опять нотации читают!» Пусть бы я слушал краем духа и ерзал от нетерпения — скорей бы сбежать. Но истины, вовремя растолкованные, — об отношении к труду и к больному человеку, к медсестрам и докторам-коллегам, — как хорошо они помогли бы мне в первые дни работы.

Продолжение в выпуске 3.

Если Вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал.