Найти в Дзене
ФитоБлог

Оптика за рулем

Оглавление

Линзы или очки?

Всем, кто завел себе железного коня, следует подумать и об очках. Скажем, тем, кто хорошо видит и днем, и ночью, достаточно пары солнцезащитных. А если зрение неидеальное, придется выбрать оптимальное средство для его коррекции.

За техническим состоянием автомобиля владелец следит очень пристально в течение всего времени эксплуатации, но также внимательно нужно относиться и к своему зрению, то есть проверять его ежегодно. Ведь длительная и монотонная нагрузка на глаза, которую испытывает человек за рулем, может не лучшим образом повлиять на состояние зрительного аппарата, причем, иногда это происходит довольно быстро.

А я в даль гляжу…

Надо ли говорить, что «острый глаз» для водителя — первое дело?! Кажется, что это очевидно всем. Как бы ни так! Офтальмологи говорят, что большая часть автомобилистов вовсе не обладает идеальным зрением и не думает о необходимости надевать очки (даже если видят не дальше двух первых строчек специальной таблицы). Эти подслеповатые водители как-то приспособились, адаптировались и весьма уверенно чувствуют себя за рулем, игнорируя факт наличия у них проблем со зрением. Но эта уверенность обманчива, и за нее можно дорого заплатить.

Например, такие недуги, как дистрофия сетчатки глаза, поражение зрительного нерва и даже небольшие ошибки рефракции (неправильное преломление света) могут приводить к ухудшению способности различать предметы, расположенные сбоку. К чему может привести нарушение периферического зрения за рулем, всем понятно без лишних слов.

Также чрезвычайно важна для водителей контрастная чувствительность глаз, которая позволяет различать низко контрастные изображения (например, пешеходов в ночное время), правильно определять взаимную скорость всех участников дорожного движения и т.п. Многие испытывают трудности с вождением в сумерки, во время тумана.

А ведь все эти проблемы могут решить правильно подобранные очки или контактные линзы.

Линзы — за и против

Контактные линзы удобнее. Они дают меньше искажений, чем очки (особенно, при высоких диоптриях). Поэтому для близоруких людей предпочтительна именно такая коррекция. Кроме того, очки, даже с самой современной геометрией, ограничивают периферическое зрение, поскольку обеспечивают наибольшую коррекцию лишь в случае, когда человек смотрит строго вперед, а не вбок.

Напомним и еще об одном удобстве контактных линз — они всегда находятся в правильном положении, тогда как очки приходится периодически поправлять, что в самый неподходящий момент отвлекает внимание водителя. И, кстати, в случае аварии человек с линзами рискует поранить глаза в гораздо в меньшей степени, чем «очкарик».

Однако и у контактных линз есть недостатки. Прежде всего, это более высокая стоимость и более сложный уход (исключение — однодневные линзы). Да и с медицинской точки зрения предпочтительнее считаются очки (это так называемая бесконтактная коррекция зрения), поскольку в этом случае отсутствует взаимодействие линзы с роговицей. К тому же контактные линзы нельзя носить даже при банальном насморке, не говоря уже о таких болезнях, как конъюнктивит, кератит и даже при приеме оральных контрацептивов. И у людей с синдромом сухого глаза ношение линз может вызывать дискомфорт.

Но, все же, безвыходных положений не бывает, помочь нам могут удобные в использовании однодневные контактные линзы. Причем они подходят не только водителям, но и всем тем, кто нуждается, в оптике. Такие линзы не требуют ухода — каждое утро надевается новая пара линз, а вечером их просто снимают и выбрасывают. И, все же, линзы, как и очки, в каждом отдельном случае должен подбирать врач-офтальмолог.

Нам нужны хорошие очки

1. Подобранные врачом

Ни в коем случае нельзя делать этот выбор самим. К офтальмологу обязательно следует обратиться до получения прав и в ближайшие месяцы после начала вождения. А затем — регулярно, не реже, чем раз в год.

2. С максимальной коррекцией

В обычной жизни человек с незначительными нарушениями зрения может позволить себе не носить очки вовсе или носить более слабые линзы, чем требуется, но в салоне авто нужны такие «окуляры», в которых зрение будет оптимальным.

3. Удобно сидящие

У водителя не должно быть необходимости постоянно поправлять съезжающие на нос очки. Поэтому выбирать оправы советуем, во-первых, подходящими по размеру, а, во-вторых, с качественными носоупорами. Обратите внимание и на дизайн оправы, например дужки должны быть тонкими, чтобы не мешать обзору.

4. Из прочного материала

Для водителей рекомендованы полимерные линзы (наиболее прочные материалы — поликарбонат и различные комбинированные материалы: trivex и т.п.). Хотя со временем полимерные линзы могут изменить свое качество, но их оптические свойства не уступают линзам из стекла, которые запрещены для использования водителями. Впрочем, есть исключения: специальные технологии позволяют изготавливать стеклянные линзы, которые, разбиваясь, не рассыпаются на мелкие осколки.

5. С антибликовым покрытием

Такие стекла пропускают больше света и помогают глазам быстрее восстанавливаться после ослепления фарами встречных автомобилей. Поэтому в условиях плохой видимости на дороге они могут значительно улучшить качество зрения. Обычно эти покрытия наносят на одну или обе поверхности очковых линз. Однако такие очки нужны только для людей с проблемным зрением. Тем же, кто видит хорошо, нет необходимости носить очковые линзы без диоптрий с антибликовым покрытием, поскольку любая линза снижает светопропускание.

6. С поляризационными фильтрами

Рекомендованы всем водителям при солнечной погоде и только в дневное время. Эти линзы эффективно защищают и от слепящего солнца, и от отраженного света. Водителю в таких очках нипочем отражения солнца от мокрого асфальта и стекол зданий, от забрызганного дождем капота и лобового стекла. Поляризационные фильтры применяют и на очках с диоптриями, и на обычных солнцезащитных, которые хороши днем, но категорически неприемлемы для вождения ночью или при плохой освещенности.

«Хамелеоны» (фотохромные очки): цвет таких очков меняется в зависимости от освещения — на солнце темнеют, а в сумерки становятся прозрачными. Использование их за рулем возможно, но надо помнить, что значительная доля ультрафиолета задерживается лобовым стеклом, снижая солнцезащитную эффективность таких линз.

-2

Что надеть на глаза в сумерки

К очкам, используемым в условиях пониженной освещенности, применяются повышенные требования. Связано это с тем, что в таких условиях зрачок расширяется, включая в работу периферические зоны роговицы и хрусталика. А это приводит к существенному увеличению зрительных помех, и зрение становится хуже. Для ночного вождения, как минимум, нужна более точная коррекция.

Поэтому водителю с куриной слепотой нужно иметь еще одну пару очков — очки «антифары» с желтыми или желто-оранжевыми линзами. Кстати, такие очки подойдут и для пасмурной погоды, так как увеличивают контрастность «картинки».

Помощь глазам

Но только уповать на технические новинки не стоит. Не ленитесь, помогите своим глазкам, чтобы до старости сохранить хорошее зрение.

  • Полезно устраивать каждое утро после умывания зарядку для глаз: наклонитесь над раковиной и, закрыв глаза, сильной струей теплой воды из душа 3—5 минут массируйте области вокруг глаз.
  • Перед сном накладывайте на закрытые веки ватные диски, пропитанные спитым чаем или холодной соленой водой (1/4 ч. ложки соли на стакан кипяченой воды), чередуя заварку и солевой раствор.
  • Обязательно включайте в дневной рацион желтые и красные овощи и фрукты (оранжевый и красный болгарский перец, морковь, сладкую кукурузу, красный и черный виноград, чернику, хурму, авокадо, апельсины) или принимайте специальные витамины для глаз и биодобавки, содержащие лютеин.
  • Работая за компьютером, каждый час устраивайте для глаз пятиминутную «разминку»: посмотрите на яркую точку, находящуюся как можно дальше от вас (за окном или в другом конце комнаты), сконцентрируйте на ней взгляд и в течение нескольких секунд внимательно всматривайтесь в нее, не моргая; затем быстро переведите взгляд на точку, расположенную прямо перед вами (не далее чем в полуметре от глаз) и зафиксируйте взгляд на ней; переводите взгляд с ближней точки на дальнюю три—пять раз подряд, задерживая внимание на каждой из них, считая про себя до семи; скосите глаза и посмотрите направо так, как будто хотите увидеть свое ухо, затем посмотрите налево, повторите упражнение пять—семь раз; закройте глаза и три раза опишите зрачками круг по часовой стрелке, а затем три раза против; энергично потрите ладони друг о друга и положите на закрытые глаза.
  • Как минимум два раза в год проверяйте зрение у окулиста и своевременно заказывайте новые очки;
  • Работая при ярком искусственном освещении, обязательно пользуйтесь зелеными светоотражающими козырьками или надевайте бейсболку защитного или серого цвета.