Приветствую всех! Примерно только что, я выложил статью годичной давности, где рассказал про консоли первого поколения, такие как: Magnavox Odyssey и Atari Pong.
И вот настала пора поговорить про консоли второго поколения и про то как всё это в одночасье исчезло. В этом видео вы увидите почти полную и почти правдивую историю таких консолей как: Fairchild channel F, Atari 2600, Intellivision, Atari 5200, Vectrex и Colecovision, А также как и почему случился видеоигровой кризис 1983 года.
Видеоверсия:
Текстовая версия:
1976
На рынке засилье Pong консолей. Их много и все они, как я и говорил ранее, по сути различные вариации одной и той же игры. Две или более палки отбивают квадратик и всё хорошо.
И ежу понятно, что людям это рано или поздно надоест, поэтому когда компания Fairchild собрались выйти на все еще прибыльный консольный рынок, ими было принято решение выпустить куда более технологичную консоль чем у конкурентов. А это значит, что их консоль должна уметь отображать больше цветов чем 2, хотя некоторые конкуренты и такое умели, и игр должно быть больше чем одна, но есть проблема. До этого начинка консолей состояла из транзисторов и резисторов. С такой начинкой, сделать что-то более совершенное чем Pong было невозможно. Нет, можно было бы пойти по стопам Magnovox и их Oddissey и использовать накладные слои на телевизор и иметь кучу стаффа, который бы шел в комплекте с консолью, но это так себе идея. Oddissey далеко по продажам не уехал, как мы помним, да и куча дополнительного стаффа, который нужен для игр, обязательно отпугнет покупателей, которые скорее всего снова вернутся к Pong’у, ведь главное преимущество Pong консолей было в том, что его можно было просто распаковать воткнуть и играть без использования чего-то лишнего. К этому и стремились в Fairchild, сделать что-то вроде Oddissey, но вот без всего этого дополнительного барахла. Однако, как я уже говорил, вычислительной мощности транзисторов не хватало. И тут нам на помощь приходит микропроцессор.
Пару слов о процессорах:
Это устройство, в котором содержится мощность сотни, а то и тысячи транзисторов, но в меньшем объеме. Соответственно если заменить транзисторы на процессор, то такая машина станет более мощной, потому что в ней будут мощности сотни транзисторов
Еще до разработки консоли Роберт Нойс, инженер из Fairchild, создал 8-ми битный процессор, который и был встроен в консоль. После разработки этого процессора, Нойс покинул Fairchild, дабы основать свою компанию. Какую-то там Intel.
Этот самый процессор сделал начинку консоли куда более мощнее чем у любой pong консоли.
-8 цветов;
-разрешение 128х64 пикселя;
-64 байта памяти;
Именно с такими параметрами в 1976 году выходит Video Entertainment System, если коротко то VES, не путать с NES.
Таково было первоначальное название консоли. Годом позже его сменили на Channel F. Это не единичный случай смены названия консоли уже после выхода. Этим даже Nintendo чуть не согрешила.
Оставалась еще одна проблема. В консоли были встроены 2 игры: Теннис и Хоккей, которые не очень далеко ушли от Pong’а. Эта игра все еще была популярна, поэтому такое решение весьма обоснованно. Но держатся только на них консоль не могла. Channel F была куда мощнее, а соответственно игры должны были быть куда лучше. Но вот проблема. Внутренней памяти не хватало на большое количество игр. Нужно было что-то придумать. И тут в Fairchild подумали, что пользователям наверняка не нужны прям все игры, которые были разработаны для консоли. Кроме того можно же получать прибыль, если продавать игры отдельно. А почему бы не записывать игры на отдельную плату и что бы их можно было беспрепятственно менять. Так на свет и появились сменные игровые носители в виде картриджа. И это были уже картриджи в нашем современном понимании. То есть не просто набор перемычек, как в случае с Oddissey’ем, а полноценные картриджи с записанной на них программой.
Дизайн консоли весьма интересный. Черная коробка, с дизайном под дерево, которая прям сильно своим стилем отдает 70-ми и первой половиной 80-х, что вообщем-то и не удивительно. Спереди расположены кнопки: reset, 1, 2, 3 и 4. Нужны они были для переключения между играми, если это была многоигровка, или же для переключения между режимами игры. Сверху же консоли находилось отделение для контролеров, я все еще не могу это называть геймпадами, что позволяло удобно консоль транспортировать. Что интересно, слот для картриджей здесь расположен спереди, сделано это было не просто так. Ну во-первых до этого консоль с картриджами никто не делал, Oddissey не в счет, и никто не знал как будет удобнее, а во-вторых все это сильно было похоже на магнитофон и аудио или видеокассету, ведь сами картриджи сильно напоминали кассеты
Все это было сделано для удобства пользователей, что бы они не запутались. Так же картриджи, всего их было 26, были пронумерованы. Сделано это было для того, чтобы у пользователей появился стимул собрать их все.
Что можно сказать об играх? Если посмотреть на них сейчас, то они могут показаться нам примитивными, однако тогда их разнообразие, по сравнению с консолями первого поколения, поражало. Тут были и гонки, и боулинг, и игра в крестики нолики, игра где надо биться с инопланетянами, причем эта игра прям очень похожа на Space invaders. Все игры я перечислять не буду, потому что мы тут все-таки о консолях говорим, а об играх уже в меньшей степени.
И вот как вы думаете, консоль, которая была мощнее любой Pong консоли, и которая предлагала множество разнообразных игр, не являющиеся при этом Pong’ом, да и тот же pong здесь выглядит куда лучше, наверняка была супер успешной и популярной. Неа. Даже не рядом. С 1976 по 1983 годы было продано 250 тыс. штук. В то время как ее Прямой конкурент Atari 2600 разошлась тиражом около 40 млн. копий. Причин тому было несколько. Я думаю люди просто напросто не поняли, что вышло что-то принципиально новое. Наверняка они восприняли ее как очередной Pong, пусть и в цвете, да и цена кусалась. К сожалению, когда люди поняли, что это уже не Pong, на рынке уже была 2600, которая была куда более технологичной, и обладала более привлекательной ценой. Основной успех ее ждал в Европе.
Европа вообще аномальный регион, здесь приобретали успех некоторые консоли, которых ожидал провал в США. И мы еще увидим это далее.
Вклад Fairchild был очень большим. Если бы не Channel F, то фиг его знает когда бы индустрия начала свое бурное развитие и началось бы оно вообще? Кроме того, такой технологический скачок, хоть и не оценили пользователи, но вполне себе оценили конкуренты. А конкретнее один конкурент, к которому мы сейчас и перейдем.
1977
После выпуска своего Pong в 1975 году, Atari решили не сидеть сложа руки, а начали разрабатывать новую консоль. С этой целью они приобретают Cyan Engineering. Во время разработки новой консоли, под кодовым именем “Stela”, было принято решение использовать микропроцессор MOS 6507. Они, так же как и Fairchild, смекнули, что за этой технологией будущее и нужно двигаться в этом направлении. Разработка шла неспешно, ставка была не на скорость, а на качество. Но внезапный выход VES сильно поменял планы Atari.
Ковать железо надо было пока горячо. В Atari опасались, что случится то же самое, что и в случае с Pong. После выхода VES, многие захотят урвать себе кусок пирога, и массово попрут консоли с микропроцессорами и картриджами. Времени, а главное средств не хватало для быстрого выпуска Stela. И поэтому в том же 1976 году Warner Communications покупает Atari и у них появляются средства на быструю доработку и выпуск Stela. Архитектура консоли была улучшена, а также в консоли появляется слот для картриджа, чтобы не отставать от конкурента.
И наконец, в 1977 году выходит консоль под названием Video Computer System.
По поводу названия. Я думаю, большая часть из вас знают ее под названием 2600, как в общем и весь остальной мир. Как я уже упоминал ранее, переименовывать консоли после выхода было не редкостью. Но если, VES переименовали в Channel F спустя год, собственно из-за выхода VCS, хотели выделится, то Atari переименовали свою консоль спустя 5 лет после выхода, и связано это было с выходом их следующей консоли 5200. Таким образом они хотели стандартизировать названия своих консолей. И в историю она вошла именно как 2600, а не VCS, хотя она так называлась целых 5 лет. Если сейчас у Xbox One поменять название, мы не перестанем называть ее Xbox One. Я, надеюсь вы поняли мою мысль.
По техническим характеристикам, в сравнении с Channel F это был настоящий зверь. Полноценный аудио процессор. Теперь консоль обладала настоящим звуком хоть и весьма примитивным, все равно это было лучше чем писки у Channel F. Оперативная память 128 байт, что в 2 раза больше, а некоторые игры использовали аж 256. Разрешение экрана 160х192. И целых 128 цветов, правда использовала она только 8 цветов единовременно, но кого это волнует.
Картриджи теперь вставляются сверху и рядом со слотом для картриджей имеются 6 переключателей: питание, тип телевизора, тогда еще были распространены черно-белые телевизоры. Переключатель game select отвечал за выбор игры в случае если на картридже несколько игр, а также множество игр запускались только при нажатии этого переключателя. Ну а зачем здесь переключатель reset я думаю можно не объяснять.
Игры же вышли на абсолютно новый уровень. Если на Channel F игры в подавляющем большинстве такими, что в них поиграть даже не имея консоли. Шахматы, Крестики нолики, боулинг. То на 2600 стали выходить игры, которые уводили в новую реальность. Pacman, Asteroids, Frogger, Adventure и даже Donkey Kong и Mario bros. Эти игры знакомы среднестатистическому геймеру и даже если вы в них не играли, то точно о них где-то слышали.
Немалое количество игр на 2600 были портами с аркадных автоматов. Аркадные автоматы уже успели уйти к этому времени далеко вперед и поэтому на консолях они выглядели куда хуже, однако тот факт, что игроки могли поиграть в аркадные хиты, очень сильно повлиял на популярность. Но она держалась не только на аркадных играх. Были и легендарные игры, созданные специально для консоли, например дилогия Adventure и дилогия Pitfall. Но всё было далеко не так радужно, как может показаться на первый взгляд. Пока я этой темы касаться не буду, скажем так, на 2600 вышло много игр, очень много и далеко не все из них были хорошими. Подробнее мы об этом поговорим позже.
В отличие от Channel F, где игры выходили с небольшим разрывом, на 2600 игры выходили на протяжении всего жизненного цикла консоли. В основном силами самой Atari. Штат программистов разрабатывал игры, а потом они издавались Atari. Однако прибыль от продаж видеоигр получали сами Atari. Разработчикам же доставался только гонорар.
Ну смотрите допустим есть разработчик в штате Atari. Он разработал игру и получил гонорар в размере 10тыс $. Atari ее выпускает, игра становится хитом, продалась большим тиражом, и принесла огромную прибыль. Вот только разработчик остается с этими 10тью тыс., а вот Atari уже гребет деньги. Кроме того, случалось так что имя разработчика вообще не упоминалось ни на коробке, ни в игре, ни в буклете. Также им задавали очень сжатые сроки и как итог переработки в ущерб свободному времени.
И в какой-то момент, а конкретно в 1979 году группа программистов из Atari заявили: «Хватит. Знаете что? Мы уходим и сами будем разрабатывать и продавать игры в обход ваших рабских условий!». Вот так и появилась первая независимая студия разработчик, вотчина Бобби Котика Activision. После этого новые студии начали появлялись одна за другой. Естественно Atari это, ну мягко скажем, не понравилось.
Когда консоль только вышла, она не получила огромной известности и отношение было к ней ровно такое же, какое было и к Channel F: «Очередная Pong консоль, как блин интересно», но когда люди поняли, что это куда круче Pong’а, вот тогда к ней пришел успех. Привлекательная цена, большая библиотека игр и огромное разнообразие этих игр, сделало эту консоль настоящей легендой.
И это, за исключением пары моментов, пока что всё, что я могу о ней рассказать. Если Channel F подтолкнула консоли к развитию, то 2600 развила их куда дальше. Ни один конкурент этого поколения не смог не только догнать 2600, но и даже сравнятся с ней. Черт, да даже 5200 от той же самой Atari осталась в тени своей старшей сестры. И когда мы говорим про второе поколение, первое, что приходит на ум это 2600.
Такой безумный успех просто не мог не активизировать кучу конкурентов, и они поперли, прям сильно поперли. И о двух таких мы поговорим прямо сейчас.
1978-1980
Как мы помним всё вот это вот началось благодаря Ральфу Баеру и компании Magnavox, когда в 1972 году вышел Odyssey, но к сожалению успеха она не снискала. С тех пор Magnovox больше не вносила громадного вклада в индустрию, а только пыталась урвать кусочек пирога. После успеха Pong от Atari, Magnovox начала производить Pong консоли вагонами. Но время Pong’а прошло, на смену им пришли консоли нового поколения, и после успеха 2600 от всё той же Atari, они тоже решили попытать счастья на поле процессорных консолей. Так на свет в 1978 году выходит Odyssey 2.
В 1978 году Odyssey 2 выходит… в Европе. Всё дело в том, что Magnovox к тому моменту была дочерней компанией Philips, а Philips это европейская компания, поэтому и запуск произошел в Европе. К слову, в Европе она вышла под названием Philips videopack G700, или же просто Videopack.
Сразу скажу, что основной успех ее и был в Европе. В Америке она вышла год спустя, и хоть какой никакой успех и поимела, однако у покупателей 2600 и Intelevision, о которой я расскажу далее, были в приоритете. 2 млн. копий Odyssey 2 было в итоге продано, что, согласитесь, немножечко меньше чем у Atari.
Напомню:
Тираж Atari 2600, за весь ее жизненный цикл составил 40 млн. копий
Технические характеристики:
-8-ми битный процессор Intel 8040;
-оперативная память 128 байт;
-разрешение экрана 160х200;
-16 цветов.
По дизайну же это наконец-то не похоже на кусок дерева. Серебряный цвет и слот для картриджей с верху как и у 2600. Главная фишка Odyssey 2 располагалась ниже слота для картриджей — клавиатура. Использовалась она в нескольких играх и для простого программирования. Для этого нужен был специальный картридж.
По играм же я не могу выделить что-то значимое. Их было не так много, как у 2600, да и громких названий здесь нет. Графика была плюс-минус такой же как и у 2600.
Но вот что у Odyssey 2 не отнять, так это то, что это была если не первая, то одна из первых консолей, для которых вышли дополнительные модули. Всего их было 3.
Голосовой модуль:
Как можно понять из названия этот модуль был способен воспроизводить голос в играх.
Шахматный модуль:
Верите или нет, но вычислительных мощностей консоли не хватало для искусственного интеллекта шахмат. Этот же модуль вычислительные мощности увеличивал, что позволяло поиграть в шахматы с компьютерным оппонентом.
Videopack+
Превращал консоль в полноценный домашний компьютер.
Собственно, это всё об Odyssey 2. Вот сейчас по чесноку, напишите в комментариях, кто знал об этой консоли до того, как увидели этот блог? Потому что я вот о ней узнал сравнительно недавно, и оно неудивительно. У нее был потенциал, но на фоне 2600 она прошла практически незаметно, плюс на ней проявилась одна из проблем этого поколения.
С Odyssey 2 закончили, переходим к консоли, которая заставила Atari пощекотать нервами.
В 1978 году компания Mattel, увидев успех 2600 от Atari, тоже решили попытать счастья и начали разрабатывать свою консоль. Причем они планировали не просто получить прибыль на новом для них рынке, а вытеснить Atari и занять ее место.
К моменту выпуска их консоли Intellivision, 2600 уже прочно укрепилась и доминировала на рынке, и такие амбициозные планы, например у Fairchild или же Magnavox были бы просто пшиком. Однако, это была Mattel, и это было уже серьезно.
Для тех кто в танке:
Mattel это очень известный и успешный по сей день производитель игрушек, и даже если вы не слышали про Mattel, то про их кукл Барби вы точно слышали.
И вот в 1980 Intellivision появляется на прилавках магазинов и Atari начала нервничать и вот почему
Процессор: General instrument CP 1610. 704 байт оперативной памяти. Разрешение 160х196. 16 цветов одновременно на экране (Я вот как-то забыл упомянуть, что 2600 хоть и обладала 128-ми цветной палитрой, но мог оперировать на экране одновременно только 8-ми цветами). И 3 звуковых канала.
По сравнению с 2600 это был зверище. По техническим и графическим характеристикам Intellivision оставляла 2600 далеко позади. И это не всё. Должна была выйти клавиатура, которая могла бы превратить Intelevision в полноценный домашний компьютер. Кроме того, планировался принтер и, внимание, переходник, который бы позволял запускать игры от 2600!
То есть в теории вы получаете две консоли плюс домашний компьютер по цене одной консоли. Но как вы понимаете по тому, что я использовал сослагательное наклонение, эти дополнения так и не вышли. В случае с дополнением запускающим игры от 2600, Mattel вероятно испугались судебных исков. Клавиатура же даже начала производится, но после нескольких тестов была признана ненадежной и затратной, а производство было свернуто. А поскольку возможность превратить Intellivision в компьютер отпала, то и принтер отпал за ненадобностью.
Вместо них вышли два других модуля.
Play cable:
Позволял скачивать игры. Еще раз скачивать… игры! В начале 80-ых. Естественно не через интернет, по причине того, что интернета тогда ну… не было, а по кабельной сети раз в неделю. Одно то что в начале 80-ых можно было поиграть на консоли без картриджа, поражает. До запуска XBOX live оставалось около 20 лет…
Intellivoice:
Второй модуль под названием intellivoice синтезировал голос в играх, и в отличие от голосового модуля Odyssey 2, здесь были игры, в которые без Intellivoice не поиграешь.
Втыкались эти девайсы прямо в слот для картриджа.
А давайте-ка поговорим о дизайне консоли. Выглядит оно внушительно и даже стильно. Контролеры вставляются в саму консоль что делает Intellivision очень удобной в транспортировке. Да еще и никаких куч кнопок переключателей и тумблеров. А где же слот для картриджа? С боку. Вы когда-нибудь вообще видели, что бы слот для картриджа был с боку?
В графическом плане игры выглядели по сравнению с 2600 невероятно технологично и куда более продвинуто. Но как же донести это до обычных пользователей? Да просто взять и сказать это с экранов телевизоров и привести примеры.
Опять же, сейчас такое невозможно. Сейчас такое делается завуалированно, ну как в том ролике про то как передать игру на PS 4, кто не видел погуглите. Тогда же заявлять с экранов телевизоров, что «наша консоль крутая, а вот эта консоль фуфло» было абсолютно нормально. Но самая агрессивная война консолей была только впереди и о войне Nintendo и Sega мы поговорим позже.
Сейчас же стоит сказать, что такая рекламная компания в купе с обещанными доп. модулям сработали и Intillivision раскупалась бойко и продавалась бы еще лучше если бы не события злополучного 1983 года. Но до 1983 года консоль продалась тиражом около 3 млн. копий, что за 3 года вполне себе неплохо. Однако, Atari прочно держала рынок в своих руках и поэтому продажи Intillivision не взлетели так как этого планировала Mattel.
Тем не менее в Atari начали шевелиться, и их шевеление вылилось в новую консоль о которой прямо сейчас.
1982
Итак, после выхода Intillivision в Atari сильно напряглись. Они увидели свое технологическое отставание. И если не Mattel, то кто-нибудь другой уведет у них пользователей. Было решено в срочном порядке выпускать новую консоль, дабы уже на равных конкурировать с Intillivision в технологическом плане. Так появилась на свет 5200, и собственно из-за этого VCS была переименована в 2600. Забавно, что 5200 изначально была создана с целью конкурировать с Intillivision, но в итоге ее главным конкурентом стала Colecovision.
Процессор MOS 6502C, который был немного мощнее процессора 2600. Разрешение экрана 320х192, 16 цветов на экране единовременно. Память 16 КБ! По тем временам это было очень много.
Сама же консоль была просто гигантской. Во многом из-за открывающейся дверцы сзади.
И вот консоль эта вышла и… провалилась. Начнем с игр. Игры выглядели конечно технологичнее чем на 2600, однако в основном они и были повторением игр с 2600, и было их очень мало. Плюс к тому невозможность запускать игры с 2600 на 5200 тоже было встречено негативно. Хоть в 1983 и вышел модуль, запускающий игры с 2600, однако всем уже было плевать.
Подключение к телевизору было тем еще геморроем. В то время все консоли подключались по антенному кабелю, и практически каждая консоль комплектовалась с переключателем между консолью и антенной. Но в Atari решили, что, дескать, неудобно. Поэтому консоли комплектовались с вот такой вот коробочкой. Идея ее была в том, что при включении консоли, телевизор сам переключается на консоль. Но на этом они не остановилось. Atari очень заботятся о пользователях, а бедным пользователям ведь очень неудобно, когда по полу раскидано куча проводов. В общем в 5200 один провод, который объединяет в себе и антенный провод и провод питания. Этот провод идет в коробочку и уже из нее идут кабель в телевизор и кабель питания. Повторюсь, сделано это было для удобства… и это было капец неудобно. Ведь не всегда телевизор стоял близко к свободной розетке и приходилось телевизор двигать, что уже идет не в плюс. Кроме того эта штуковина выходила из строя. А не возможность ее заменить на адекватные способы подключения только подливало масло. Позже они конечно поняли свою ошибку и в следующем году выпустили версию консоли без этой хреновины, но как я уже и говорил всем было уже плевать.
Если вернутся к теме провала, то тут и рекламная компания сработала, точнее практически полная ее отсутствие. Такое ощущение что Atari сделали 5200, выпустили ее на рынок, а потом просто не знали, что с ней делать. Плюс ее затмила… ее же старшая сестра 2600, которая к тому времени продавалась по очень низкой цене, ну и ситуация на рынке была не такой уж и радужной.
С одной покончили. Переходим, наверное, к самой необычной консоли данного поколения.
В 1980 году компания General Consumer Electric начали разрабатывать свою собственную консоль. Но в отличие от остальных компаний, которые хотели оторвать кусок пирога, они понимали, что сейчас просто сделать консоль мало, надо выпендрится. В основном консоли любого поколения использует растровую графику. В этой же консоли было решено использовать векторную графику. Векторную графику так же использовало не малое количество аркадных автоматов. И очевидно, что много из этих аркадных игр перекачивало сюда. Эта консоль изначально задумывалась как домашний аркадный автомат и название она получила соответствующее «Home arcade». Но в итоге выяснилось, что название-то занято. И после нескольких смен названий, она вышла под названием Vectrex.
Вы уже наверняка заметили небольшой довесок к ней. Телевизоры по крайне мере того времени могли выводить только растровое изображение. А для вывода векторного изображения требовался монохромный монитор, который был далеко не у всех. Поэтому консоль поставлялась вместе с монитором объединённые в одном корпусе. Vectrex стоил не дешево для своего времени, но это не помешало ей весьма бойко продаваться. Необычность консоли сделало свое дело. Она и сейчас выглядит весьма необычно.
Оставалась еще одна проблема. Графика была черно-белой, а эра черно-белых домашних игр уже миновала. К тому же в некоторых играх было замечено мерцание, что отрицательно действовало на глаза. Поэтому было решено использовать накладные слои.
Не-не-не, это было не как на Odyssey. Там без накладных слоев было никак. Здесь же при желании можно и без них играть. Каждый накладной слой шел со своей игрой.
Что до игр, то тут есть как и свои игры сделанные для Vectrex, но в основном здесь порты с аркадных автоматов.
В начале то Vectrex раскупалась хорошо, но позже продажи начали падать. Причина все та же, 2600. Уж больно дорогая была Vectrex, а вот 2600 была очень дешевой. А там уже и 83 год подкрался. И прежде чем мы перейдем к нему, рассмотрим последнюю на сегодня консоль.
В том же 1982 году, внезапно, компания Coleco выпускает свою ответочку Atari, Colecovision. Но в отличие от большинства вот таких «конкурентов» Atari, Coleco не были новичками. В первом поколении они уже выпускали свою Pong консоль. Так что какой ни какой, но опыт у них был, что шло консоли в плюс.
И что еще шло ей в плюс, так это технические характеристики. Процессор Zilog ZZ80A, разрешение 256х192, 16 цветов, память 16 КБ, и 4 звуковых канала. Это был просто монстр. Благодаря такой-то начинке, многие аркадные игры на Colecovision выглядели практически так же, как и на автоматах. По техническим характеристикам она была очень похожа на 5200, но в отличие от Atari, которые выкинули свою консоль на прилавки и не знали, что с ней делать, Coleco позаботились о том, чтобы их консоль покупали. В частности, Coleco заключила договор с Nintendo о переносе их аркадного хита Donkey Kong на Colecovision. В итоге такого вот сотрудничества, консоли стали комплектоваться вместе с Donkey Kong, что существенно повлияло на продажи, ведь многие хотели поиграть в этот хит дома, и чтобы она выглядела прямо как в аркадных залах.
Говорю я это всё не просто так. Это сотрудничество Coleco и Nintendo мы еще вспомним. А пока подержите у себя это в голове.
Что до остальных игр, то здесь было их очень мало. В основном здесь были порты с автоматов. Но они поступили очень аккуратно. Они не стали связываться с теми компаниями, которые имели права на игры, выходившие на консолях Atari, а переманивали к себе остальных. Например, Konami и Sega, автоматы которых были весьма успешны. Но это еще не все. У Coleco было кое-что еще для повышения продаж, но прежде чем я об этом расскажу, пару слов о внешнем виде.
И получится действительно пара слов, потому что это самый типичный вид для консоли того времени, очень похожа на Intillivision. Контроллеры напоминают таковые у 5200 только без кнопок start, pause и select, а на джойстике красовалась шляпка. Кроме того, на цифирной панели были окошки для каждой кнопки, что предотвращало соскальзывание пальцев. Ну и на манер Intillevision с каждой игрой в комплекте накладки на циферную панель.
А теперь о козырях. Перейдем к дополнительным модулям.
Модуль №1
Конвертер который, внимание, мог запускать игры от 2600 на Colecovision. То есть они мало того, что выпустили клавиатуру, так еще и сделали, то что не хватило яиц сделать Mattel. А знаете, что еще забавно? Atari ничего с этим поделать не могла. 2600 состояла из общедоступных деталей и в теории кто угодно мог собрать свою 2600 и отправить на продажу при этом не нарушая патентов. Более того, в Coleco сделали клон 2600 и продавали его! В Atari наверняка рвали и метали ведь это огромный урон. В дальнейшем же разработчики игрового железа стали чательнее подходить к начинке своих консолей. Планировался так же модуль, запускающий игры от Intillivision, но он так и не был выпущен. Возможно они иcпугались судебных исков, ведь, наверняка, обойти патенты как с 2600 уже бы не вышло, а может он не был выпущен из-за кризиса.
Модуль №2
Руль и педаль. Сейчас это может показаться банальным, ну руль ну педаль, и что такого? Сейчас к практически любой консоли можно подключить руль, но тогда это было чем-то новым. В комплекте с рулем шла игра Turbo, но он работал и с другими гоночными играми.
Модуль №3
Клавиатура. С помощью этого девайса ваша Colecovision могла превратиться в полноценный домашний компьютер.
Все вышеперечисленное дало консоли очень мощный старт и продажи поперли. У Colecovision был огромный потенциал. У нее были все возможности смести Atari с олимпа и стать легендой, но беда подкралась незаметно…
1983
Итак, что же такое «Кризис видеоигрового рынка 1983-го года»? А всё просто. Индустрия домашних видеоигр умерла. И видеоигры стали никому не нужны. А как же так вышло? Факторов было несколько.
Первое. И этот фактор вы, наверное, уже ощутили. Слишком много консолей. Сегодня мы рассмотрели много консолей, но нас самом деле я прошелся только по самым значимым представителям, а самих консолей в этом поколении было гораздо, ГОРАЗДО больше. И в какой-то момент люди просто запутались. Стало слишком много похожих друг на друга систем с похожими играми.
Второе. Оборот набирали домашние персональные компьютеры. Они предлагали куда больше возможностей чем консоли. Помимо того, что на них можно, и игры были куда красочнее чем у консолей по началу, так на них еще и работать можно. Собственно, поэтому во втором поколении так грезили превращением видеоигровой консоли в ПК. И некоторым это даже удалось.
Но на самом деле эти факторы не так важны, как следующий фактор. Ведь консолей в будущем будет, пусть и не такое большое количество, но все равно много. А высокую конкуренцию с ПК мы можем наблюдать и сейчас. Всё это не подорвало бы доверия пользователей если бы не…
Третье. Игры. С играми второго поколения была большая проблема. Заключалась она в том, что на рынке преобладали дерьмовые и низкокачественные игры. По началу сказывалась неопытность программистов, ведь до этого были игры где ездили 2 палки и отбивали квадратик. Но даже когда программисты поднаторели, плохих игр не только не убавилось, а стало даже больше. В первую очередь это связано с отвратительной политикой Atari. После выхода Intillivision продажи 2600 начали падать, поэтому Atari, помимо разработки 5200, решили снизить цену и продаветь 2600 по себестоимости, но нужно же было как-то восполнять убыток. И Atari начали штамповать игры тонами. Таким образом прибыль от продаж игр должна была покрыть убыток от продажи консоли. И это сработало. Продажи 2600 из-за низкой цены взлетели, и соответственно игры продавались хорошо. Этому же примеру последовали и другие компании. Игры полились на рынок рекой. Вот только за качеством этих игр никто не следил. Проблем подливало и то, что и без того малые сроки разработки стали еще меньше, что как вы понимаете не пошло на пользу конечного продукта. Как итог на рынке куча посредственных и не качественных игр. Так мало того, что компании выпускали говно, это мелочи, ест же еще third party разработчики. После того как была образована Activision, Atari начали с ними судебные разбирательства. В результате суд постановил, что сторонние разработчики отныне имеют право создавать свои игры для консолей. И ладно Activision, там были далеко не дураки и игры у них выходили хорошие. Тот же Pitfall считается одной из лучших игр для 2600. Но появилось куча разработчиков, которые тоже решили заработать на играх.
Открылась целая гора игровых студий и, в отличие от Activision, большинство этих студий вообще не имели понятия что они делают. Они просто хотели получить деньги, не обладая при этом ни навыками, ни талантом. Получается, что в дополнение к тем дерьмовым играм, которые выпускали компании консолепроизводители, пришли и игры от сторонних разработчиков. По статистике на одну хорошую игру приходилось 5 плохих, если не больше, что было критически.
Но самое-то забавное, то что это всё работало. И даже самые плохая игра приносила хорошую прибыль. Почему? Да потому что игры были все еще в новинку. Люди с радостью скупали любые игры и поражались тому, до чего же дошел прогресс. А раз пипл хавает то конвейер можно продолжать.
Представьте себе пузырь, который потихоньку наполнялся каловыми массами. Люди просто не замечали, чем их кормят. Но когда-нибудь должно было что-то произойти. То от чего люди бы наконец прозрели. И это произошло с выходом печально известной E. T. the Extra-Terrestrial. Многие считают именно эту игру причинной кризиса, но я так не считаю. Нет, игра была определенно плохой, но она послужила лишь катализатором падения, если бы не она, то какая-нибудь другая бы игра спровоцировала кризис.
А в чем собственно дело? В первой половине 1982-ого года вышел фильм «Инопланетянин» оригинальное название, которой, как раз-таки, E. T. the Extra-Terrestrial. Фильм вышел безумно успешным, и до сих пор многими любим. И заиметь к себе на консоли игронизацию такого успешного фильма, будет настоящей золотой жилой. Этим и занялась Atari. После переговоров со Спилбергом, им было дано добро на разработку игры. Вот только на разработку было выделено всего каких-то, сранных, 2 месяца. И в принципе можно было бы выкрутиться и сделать какую-нибудь простенькую игру, но Говард Уоршоу, разработчик игры, хотел пойти дальше. Сделать по-настоящему инновационную игру. И у него могло бы получиться, но… Все таки 2600 была уже слабенькой и отживала свой век, и логичнее было бы выпустить игру на 5200, но мы помним что даже самой Atari было на нее плевать, не говоря о пользователях. А еще 2 месяца разработки, что было ну вот безумно мало.
И вот игра вышла в рождественский период 1982 года и по началу продавалась весьма хорошо. Я не собираюсь делать обзор этой игры, про нее и так много уже роликов и документальных фильмов. Я просто скажу, что в этой игре было куча проблем и ошибок, в общем-то эту игру и можно ошибкой назвать. Советую вам посмотреть видосы в интернете о ней, или же еще лучше, поиграйте сами. Поверьте, мне это незабываемый геймэкспириенс, благо эмуляторов 2600 навалом.
Как я и сказал, игра по началу продавалась неплохо, а отзывы трубил «10 из 10!». Но даже тогда Atari не была удовлетворена. Они ожидали, что игра станет мегауспешной и будет разбираться как горячие пирожки. В магазины было отгружено миллионы картриджей. И большая часть этих картриджей даже при первоначальном успехе остались не востребованы.
И случилось оно! Люди стали повально возвращать картриджи с этой игрой в магазины. И такого ни Atari, ни магазины ну вот никак не ожидали, но это было только начало. Пузырь лопнул. Люди наконец-то увидели, что их исправно кормят дерьмом. И вслед за E. T. в магазины стали возвращаться и другие игры, а затем и консоли. И это была просто катастрофа.
Но почему же E. T.? Почему именно она спровоцировала такое бедствие? Игры того времени были не столь ожидаемы как игры сейчас. Просто внезапно выходила игра и люди ее покупали, а то что она была не очень, может оно так и надо. С E. T. была другая ситуация. Это была одна из первых игр по кинолицензии, да еще и такого успешного фильма. И люди ждали ее. Люди ждали, что по столь офигенному фильму должна выйти не менее офигенная игра, но она была, как и большинство игр того времени.
Разочарованию людей в видеоиграх не было предела. У игровых компаний начались большие проблемы. Игровые студии стали закрываться одна за другой. Некоторые такие как Activision смогли спастись, перейдя на компьютерный рынок. А многие компании производившие консоли в итоге канули в лету из-за огромных убытков. Mattel закрыли свое видеоигровое подразделение так же как и Magnavox и Coleco. GCE вообще обанкротилась. И только Atari как-то еще держалась на плаву, и то в очень плачевном состоянии.
А видеоигры? А что видеоигры? Они стали никому не нужны. Продажи консолей и игр к ним неумолимо падали на дно. Со временем игры и консоли стали исчезать из магазинов, а вместо них стали появлятmся более нужные вещи. Игры мало того, что стали никому не нужны, так на них еще и начали смотреть как на нечто постыдное и плохое. Если бы ты, да-да ты сказал бы в то время что любишь играть в видеоигры, то тебя бы подняли на смех, а возможно и семья бы от тебя отказалась. Наступило по-настоящему плохое время для игр, и казалось, что эпоха видеоигр подошла к концу. Но одной гордой японской компании удалось возродить индустрию и совершить революцию… Но об этом уже в следующий раз.
В общем это всё на сегодня. Спасибо что прочитали эту огромную стену текста, или же посмотрели видео. Я готовил этот материал очень долго и для меня важно, чтобы хоть кто-нибудь это увидел.
Спасибо за внимание!
Я напоминаю, что я всего лишь человек и как все люди могу ошибаться. Если вы нашли какую-то ошибку, то укажите на нее в комментариях. Давайте не будем ругаться и будем добрее друг к другу