Найти тему
"Путешественник во Времени"

Смертность среди русских и японских медиков во время борьбы с чумой в Маньчжурии

В 1910 году в Маньчжурии вспыхнула последняя в мире крупная эпидемия чумы, в ликвидации которой, наряду с китайцами, участвовали отряды медиков из России, Японии и других стран.

Фрагмент рисунка из русской газеты 1911 года, на котором чуму сжигают и заливают дезинфицирующим раствором. Общественное достояние.
Фрагмент рисунка из русской газеты 1911 года, на котором чуму сжигают и заливают дезинфицирующим раствором. Общественное достояние.

Подробную информацию об этой эпидемии интересующиеся историей без труда найдут в интернете, где есть ее описания, фотографии и даже документальные кинокадры о тех страшных событиях.

Во время знакомства с ними у меня возникло желание поделиться своими соображениями с читателями.

Русский отряд состоял из людей разных национальностей. Социальный состав также был пестрым. Один из врачей, например, имел графский титул. Рядом с опытными специалистами работали студенты старших курсов российских гражданских и военных медицинских высших учебных заведений. Соответственно и политические взгляды - от монархистских до большевистских. В отряде было несколько женщин. Фельдшеры - в основном из мещан. Санитары - представители простого народа.

Возглавлял русский медицинский отряд доктор Викентий Мечиславович Богуцкий, впоследствии ставший министром здравоохранения Польши. Он же составил 400-страничный официальный отчет о проделанной работе.

А теперь о том, ради чего, собственно, я и принялся за эту заметку.

Работа русского отряда отличалась высочайшей самоотверженностью. Его медики шли в жилища местных жителей, чтобы выявить и отправить в больницы заболевших чумой. В то же время сами заболевшие врачи и фельдшеры часто самоизолировались, чтобы коллеги напрасно не рисковали своими жизнями. Но коллеги поступали так, как считали нужным - один из студентов, например, до конца ухаживал за заболевшей женщиной-медиком. Молодые люди умирали с верой в то, что их жертвы не напрасны. Об этом они писали в своих предсмертных письмах...

Удивительно, но одна из причин гибели врачей заключалась в том, что они верили в медицинскую науку! Так, первоначально некоторые из них считали, что достаточно защищены от заражения прививкой противочумной вакцины, поэтому пренебрегали такими средствами защиты как медицинские маски. Так заразился доктор Павел Борисович Хавкин - племянник создателя противочумной вакцины. Впоследствии выяснилось, что вакцина защищает, если прививки сделаны неоднократно.

Отдельно надо сказать о погибших от чумы санитарах. Все они, безусловно, понимали, что чума заразна. Но даже на документальных кадрах есть сцена, на которой санитар без защитной маски курит во время работ по погрузке погибших от чумы на повозку.

Видимо, постоянное нахождение в зоне риска со временем притупило чувство опасности, а чтобы этому противостоять нужна была высокая самодисциплина, которой у санитаров оказалось недостаточно. И именно среди них была самая высокая смертность.

Кроме того мне попадалась совсем уж печальная информация, о достоверности которой я судить не берусь, что некоторые санитары по русскому обычаю целовали своих умирающих товарищей. Это, безусловно, тоже самопожертвование, но... Слов нет.

И, самое печальное, что подобные настроения сегодня можно наблюдать и в связи с пандемией коронавируса, которая, конечно, не так опасна, как чума, однако требует серьезного отношения и самодисциплины.

Всего в русском противочумном отряде умерло 39 человек, из них 2 врача, 2 студента, 4 фельдшера, 1 сестра милосердия, 30 санитаров.

В японском медицинском отряде, возглавляемом доктором Китасато Сибасабуро, открывшим в 1894 возбудитель чумы, смертность была нулевая. Как написано в Википедии - "благодаря правильной организации карантинных мероприятий и жесткого отношения ко всем попыткам чумных бунтов ни один из членов японского противочумного отряда не заразился и не умер".

Выводы делайте сами.