Найти тему
Vertex Primus

Каноны и глазомер.

В любом художественном вузе, в любой художественной школе твердят , что главное при построении - правильно взять с натуры пропорции.

С этим нельзя поспорить.
Хорошо. Берите.

Но дальше начинается нечто настолько странное , что возникает вопрос - а вы точно слышали то, что сами говорили?

Сами преподаватели начинают делать нечто, что скорее похоже на стрельбу слепого артиллериста , чем на взятие пропорций.

А именно. На листе на глазок берутся характирные точки, и потом при помощи карандаша или пальца начинается мучительная подгонка их в соответствии с видимой натурой - в стиле "левее-правее-чуть выше-чуть ниже". Мучение удваивается еще тем, что эти точки надо согласовать со всеми другими точками. И попасть в нужное место можно только случайно.

Примерно так стреляли вслепую из пушек до изобретения баллистики. Орудийный расчет пулял в небо наугад, а наблюдатель в бинокль смотрел ,где взорвется, и потом кричал "левее на два градуса пятнадцать минут".

К пропорциям это не имеет никакого отношения.
Пропорция - это числовое взаимоотношение размеров.
1 к 2, 2 к 3 , 3 к 7 , 3 к 8.
Магия вытянутого карандаша и пальца при очевидной попытке имитировать мелодический канон никогда не даст никакого представления об этих числовых отношениях на натуре.

Вот ваза. Определите при помощи карандаша и пальца пропорцию длины к высоте. 1 к 2 ? 2 к 3 ?

-2

"Пф" - скажет преподаватель. - "У нас не черчение, у нас живопись и тут должен быть глазомер и интуиция, а не математика"

Представьте , что в ответ на необходимость для музыканта понимать и различать кварту от квинты и ритма три восьмых от двух четвертей вы услышали "У нас музыка, а не математика, нужен хороший слух, а не эти ваши октавы и размеры в три четверти".

Слух слухом , но если человек понятия не имеет, что он должен услышать, ему слух никак не поможет.

Примерно такую же глупость говорят и преподаватели рисунка.
Если художник не понимает разницы в пропорции между тремя седьмыми и тремя восьмыми, все разговоры про глазомер и "точно взять пропорции" - пустая болтовня. Которая выливается в то, что самая величественная и музыкальная часть работы художника - построение - превращается в нудный механический бессмысленный процесс.

Поэтому прежде чем говорить о пропорциях , нужно говорить о долях.
И элементарной базой для долей является способность деления на две равные части- пополам.

Вот лист бумаги. Нам надо отметить середину верхнего края.

Простейшая задача?
Но поинтересуйтесь у преподавателей о методах ее решения , и вы вдруг убедитесь, что их.... нет.

Вариантов всего два .
1) На глазок
2) Измерить линейкой/рулеткой , потом разделить размер пополам и отложить полученный результат линейкой/рулеткой.

Второе - это черчение. Чем же плохо черчение?
В том, что вы получите при измерении 210 мм. Разделите пополам и получите 105 мм. Но эти 210 и 105 - бессмысленны. Это не музыка, это бухгалтерия. Они ничего не говорят ни уму , ни сердцу . И даже "глазку" они никак не помогут. От того, что вы измерите их так, вы не натренируете "глазок"

И остается что ? Один "глазок".

"Глазок" это хорошо, когда он уже есть, натренирован. А ученик как должен понять, попал он "глазком" в небо или не попал?

И получается, что никто не в состоянии даже разделить толком листа пополам. Это и есть реальный уровень обучения рисунку в высших художественных учебных заведениях.

Как же это делается на самом деле? Начнем с простого. Гармонический канон.

Гармонический канон предназначен именно для определения пропорций и долей. Для разделения листа пополам надо совместить в поле зрения глаза две риски на его лицевой стороне (или ладонной в зависимости от размера) так, чтобы они совпадали с концами делимой линии, средняя риска покажет точно средину ее (если вы точно делали сам канон). Естественно, в поле зрения на каноне должно быть четное число интервалов- 2,4,6,8...

Этот процесс занимает считанные секунды. И вы получаете точные пропорции.

Естественно, точно так же вы можете в любой момент определить любую долю - 1/3, 5/6, 3/8, 2/7 - выбирая нужное количество интервалов в поле зрения и определяя нужную метку.

Тут есть некоторая тонкость в том, что вы определяете субъективные локальные , а не истинные пропорции, но это не недостаток, а преимущество.

Мелодический канон тоже позволяет решить эту задачу - несколько дольше, но при этом происходит укрепление и развитие глазомера.

1) Отметьте на глаз середину листа там, где , как вам кажется, она находится.

Ошибка в положении "середины" несколько утрирована для наглядности.
Ошибка в положении "середины" несколько утрирована для наглядности.

2) поместите в поле зрения на вытянутой руке (или прижав вплотную к листу бумаги) мелодический канон и отмерьте на нем расстояние до любого края от вашей "середины".

-4

3) Затем отложите это же расстояние с другого края.

-5

4) вы получите вторую "середину" - которая показывает , насколько вы ошиблись, откладывая середину на глазок. Настоящая середина будет ровно посредине между этими двумя "серединами".

-6

И вот ее можно спокойно определить "на глазок" без особой погрешности. Если есть сомнение, можно проверить мелодическим каноном еще раз тем же способом - откладывая один размер к двум краям.

-7

-8

Вместо одного действия вам придется совершить четыре. Но при этом вы получите представление об особенностях вашего личного восприятия.

После некоторого количества таких опытов вы убедитесь, что вас "ведет" всегда в одну и ту же сторон и примерно на одну и ту же погрешность. И вы уже сознательно будете делать корректировку при использовании глазомера.

Этот процесс сродни пристрелке нового огнестрельного оружия. После нескольких выстрелов по мишени стрелок видит, что пули "ведет" в ту или другую сторону, после чего он смещает прицельное устройство таким образом, чтобы нивелировать это свойство конкретного ствола.

Как и в пристрелке оружия, глазомер художника требует корректировки по двум направлениям - горизонтали и вертикали, причем поскольку глаза у человека разнесены по горизонтали, то сложность деления пропорций "на глазок" увеличивается у вертикальных линий и самая большая - у наклонных,.

И на практике иначе, чем через гармонический канон это сделать практически невозможно.