В любом художественном вузе, в любой художественной школе твердят , что главное при построении - правильно взять с натуры пропорции.
С этим нельзя поспорить.
Хорошо. Берите.
Но дальше начинается нечто настолько странное , что возникает вопрос - а вы точно слышали то, что сами говорили?
Сами преподаватели начинают делать нечто, что скорее похоже на стрельбу слепого артиллериста , чем на взятие пропорций.
А именно. На листе на глазок берутся характирные точки, и потом при помощи карандаша или пальца начинается мучительная подгонка их в соответствии с видимой натурой - в стиле "левее-правее-чуть выше-чуть ниже". Мучение удваивается еще тем, что эти точки надо согласовать со всеми другими точками. И попасть в нужное место можно только случайно.
Примерно так стреляли вслепую из пушек до изобретения баллистики. Орудийный расчет пулял в небо наугад, а наблюдатель в бинокль смотрел ,где взорвется, и потом кричал "левее на два градуса пятнадцать минут".
К пропорциям это не имеет никакого отношения.
Пропорция - это числовое взаимоотношение размеров.
1 к 2, 2 к 3 , 3 к 7 , 3 к 8.
Магия вытянутого карандаша и пальца при очевидной попытке имитировать мелодический канон никогда не даст никакого представления об этих числовых отношениях на натуре.
Вот ваза. Определите при помощи карандаша и пальца пропорцию длины к высоте. 1 к 2 ? 2 к 3 ?
"Пф" - скажет преподаватель. - "У нас не черчение, у нас живопись и тут должен быть глазомер и интуиция, а не математика"
Представьте , что в ответ на необходимость для музыканта понимать и различать кварту от квинты и ритма три восьмых от двух четвертей вы услышали "У нас музыка, а не математика, нужен хороший слух, а не эти ваши октавы и размеры в три четверти".
Слух слухом , но если человек понятия не имеет, что он должен услышать, ему слух никак не поможет.
Примерно такую же глупость говорят и преподаватели рисунка.
Если художник не понимает разницы в пропорции между тремя седьмыми и тремя восьмыми, все разговоры про глазомер и "точно взять пропорции" - пустая болтовня. Которая выливается в то, что самая величественная и музыкальная часть работы художника - построение - превращается в нудный механический бессмысленный процесс.
Поэтому прежде чем говорить о пропорциях , нужно говорить о долях.
И элементарной базой для долей является способность деления на две равные части- пополам.
Вот лист бумаги. Нам надо отметить середину верхнего края.
Простейшая задача?
Но поинтересуйтесь у преподавателей о методах ее решения , и вы вдруг убедитесь, что их.... нет.
Вариантов всего два .
1) На глазок
2) Измерить линейкой/рулеткой , потом разделить размер пополам и отложить полученный результат линейкой/рулеткой.
Второе - это черчение. Чем же плохо черчение?
В том, что вы получите при измерении 210 мм. Разделите пополам и получите 105 мм. Но эти 210 и 105 - бессмысленны. Это не музыка, это бухгалтерия. Они ничего не говорят ни уму , ни сердцу . И даже "глазку" они никак не помогут. От того, что вы измерите их так, вы не натренируете "глазок"
И остается что ? Один "глазок".
"Глазок" это хорошо, когда он уже есть, натренирован. А ученик как должен понять, попал он "глазком" в небо или не попал?
И получается, что никто не в состоянии даже разделить толком листа пополам. Это и есть реальный уровень обучения рисунку в высших художественных учебных заведениях.
Как же это делается на самом деле? Начнем с простого. Гармонический канон.
Гармонический канон предназначен именно для определения пропорций и долей. Для разделения листа пополам надо совместить в поле зрения глаза две риски на его лицевой стороне (или ладонной в зависимости от размера) так, чтобы они совпадали с концами делимой линии, средняя риска покажет точно средину ее (если вы точно делали сам канон). Естественно, в поле зрения на каноне должно быть четное число интервалов- 2,4,6,8...
Этот процесс занимает считанные секунды. И вы получаете точные пропорции.
Естественно, точно так же вы можете в любой момент определить любую долю - 1/3, 5/6, 3/8, 2/7 - выбирая нужное количество интервалов в поле зрения и определяя нужную метку.
Тут есть некоторая тонкость в том, что вы определяете субъективные локальные , а не истинные пропорции, но это не недостаток, а преимущество.
Мелодический канон тоже позволяет решить эту задачу - несколько дольше, но при этом происходит укрепление и развитие глазомера.
1) Отметьте на глаз середину листа там, где , как вам кажется, она находится.
2) поместите в поле зрения на вытянутой руке (или прижав вплотную к листу бумаги) мелодический канон и отмерьте на нем расстояние до любого края от вашей "середины".
3) Затем отложите это же расстояние с другого края.
4) вы получите вторую "середину" - которая показывает , насколько вы ошиблись, откладывая середину на глазок. Настоящая середина будет ровно посредине между этими двумя "серединами".
И вот ее можно спокойно определить "на глазок" без особой погрешности. Если есть сомнение, можно проверить мелодическим каноном еще раз тем же способом - откладывая один размер к двум краям.
Вместо одного действия вам придется совершить четыре. Но при этом вы получите представление об особенностях вашего личного восприятия.
После некоторого количества таких опытов вы убедитесь, что вас "ведет" всегда в одну и ту же сторон и примерно на одну и ту же погрешность. И вы уже сознательно будете делать корректировку при использовании глазомера.
Этот процесс сродни пристрелке нового огнестрельного оружия. После нескольких выстрелов по мишени стрелок видит, что пули "ведет" в ту или другую сторону, после чего он смещает прицельное устройство таким образом, чтобы нивелировать это свойство конкретного ствола.
Как и в пристрелке оружия, глазомер художника требует корректировки по двум направлениям - горизонтали и вертикали, причем поскольку глаза у человека разнесены по горизонтали, то сложность деления пропорций "на глазок" увеличивается у вертикальных линий и самая большая - у наклонных,.
И на практике иначе, чем через гармонический канон это сделать практически невозможно.