Найти в Дзене
Дневники Зеленого края

Вездеходом и поездом вдоль "проекта №501". Летнее путешествие к объектам сталинской "Стройки века".

Все фото - Денис Дьяконов, режиссёр объединения "Зеленый край"
Все фото - Денис Дьяконов, режиссёр объединения "Зеленый край"

Поездка на поезде от станции Харп до разъезда Чум, в Республике Коми позволяет путешественникам в полной мере ощутить то, что зовется магией пространства. Уже через несколько часов пути начинаешь осознавать, что уютный спальный вагон, в котором ты передвигаешься - единственное значительное скопление людей на десятки километров вокруг.

-2

Тундра, по ходу движения, сменяется северным редколесьем, но за окном поезда почти не обнаруживается ни крупных поселков, ни даже небольших деревень. Только крохотные полустанки и конусы Уральских гор на горизонте и частые линзы крохотных озёр, разнообразят бурую равнину.

-3

Это действующий участок Великого Северного пути. Сталинской Трансполярной Магистрали, которую начали строить сразу после войны. Двести шестьдесят километров железнодорожной магистрали в арктической зоне. Временами дорога пересекает её условную границу - Северный Полярный круг.

-4

-5

Сегодня здесь ходят грузовые и несколько пассажирских поездов - два из Москвы и один местный - Лабытнанги-Воркута. Перед обычными пассажирами у нас было небольшое преимущество. Мы могли останавливать поезд на станциях и не только снимать окрестности, но и делать небольшие вылазки. Часть пути, от станции Харп, до разъезда 141ый километр, экспедиция прошла вездеходом, по разбитой каменистой дороге в отрогах горного массива Рай-Из.

-6

-7

Но первые полноценные следы старой сталинской стройки были обнаружены только возле самой дороги. Это остатки базового лагеря "501ого проекта". Сначала здесь размещали строителей-зэков, потом путейцев. Уже в более позднее время разъезд стал опорным пунктом связистов.

-8

Предметы, имеющие отношение к послевоенному строительству, валяются буквально под ногами. Котёл, с довоенной маркировкой, формы для хлеба, обитая железом дверь штрафного изолятора и множество других предметов, назначение которых, с первого взгляда, не совсем понятно. Всё порыжело от ржавчины, но отнюдь не сгнило.

-9

Северная природа замедлила старение, и теперь трудно поверить, что все эти вещи пролежали здесь более семидесяти лет. Но это действительно так.

-10

Отсюда мы продолжаем путь на поезде. На перегоне от разъезда 141-ый километр до станции Полярный Урал экспедиционный состав пересекает невидимую линию, отделяющую Европу от Азии.

-11

По первоначальному замыслу наш поезд должен был достигнуть западной границы Полярного Урала без долгих остановок. Но нам приходится экстренно тормозить. Большое стадо северных оленей неторопливо пересекает железную дорогу.

-12

-13

-14

А это значит, что где-то неподалеку расположились северные кочевники - ненцы. Жизнь этих людей тоже связана с железной дорогой. Их стойбища часто располагаются поблизости от небольших полустанков ветки Чум-Лабытнанги.

-15
-16

Ненцы живут в уральской тундре уже больше тысячи лет, и быт их мало изменился за это время. Самый высокий среди пяти чумов принадлежит главе семейства, Ефиму . Выгон оленей в самом разгаре, но здесь не принято отказывать в гостеприимстве пришедшим из тундры людям.

-17

Чум разделен на жилую и хозяйственную часть, которая, в случае необходимости используется для приема гостей. В нём царствует жена главы клана Ульяна. Хозяйка постоянно общается со своей утварью и с очагом, словно они живые. Кажется, что пламя реагирует на её тихую речь и резко вспыхивает, едва мы заходим в чум.

-18

На плечах Ульяны - всё хозяйство - от сборки и постановки чума, до воспитания детей. которых в семье немало.

-19
-20

Есть у ненцев и городские квартиры в Лабытнанги, но настоящий их дом – тундра.

-21

Мы пытаемся расспросить Ефима о следах 501-го строительства. Ненецкие старейшины ещё помнят о послевоенном пришествии в тундру людей и техники. Но рассказы Ефима столь колоритны, что напоминают скорее красивые ненецкие легенды для любопытных путешественников.

Автор с ненецким семейством.
Автор с ненецким семейством.

Для фотосессии хозяева надевают национальные костюмы - праздничные ненецкие малицы. Сани, на фоне которых они позируют, запрягают оленями круглый год. Это проверенный тысячелетиями способ передвижения по тундре и зимой и летом.

-23

Съемка продлилась недолго. Нам пора возвращаться в поезд, а хозяева начинают собирать чумы, чтобы отправиться дальше в тундру, вслед за своими оленями. Продолжение следует. Ставьте палец вверх и подписывайтесь, если материал показался вам интересным. Спасибо!

-24