Расположенный в Набережных Челнах камский автогигант вынужден отсрочить начало серийного выпуска новейшего магистрального тягача КАМАЗ-54901 пятого поколения К5 на лето. Но задержка не повлияет на стратегию предприятия, в которой наметились новые горизонты.
У КАМАЗа сегодня в приоритете есть и другой проект по организации выпуска мало- и среднетоннажных грузовиков КАМАЗ «Компас». Кроме того, КАМАЗ пока оставит в производственной программе выпуск грузовой техники предыдущих поколений. Но на современном рынке нужно соответствовать требованиям времени, иначе конкуренты вытеснят твою продукцию.
В декабре прошлого года была собрана опытно-промышленная партия тягачей КАМАЗ-54901 - они сейчас проходят испытания. На главном конвейере продолжается сборка новых машин в режиме тестирования и отладки производства. Но полноценное серийное производство КАМАЗ-54901 начнется не раньше лета 2020 года.
КАМАЗ планирует создать широкую продуктовую линейку семейства К5. Тягач КАМАЗ-54901 станет флагманской моделью. В дальнейшем на рынок планируется вывести самосвал КАМАЗ-6595, который адаптирован для работы в строительном секторе. В ближайшие 2,5 года вся гамма нового семейства тягачей, состоящая из пяти модификаций, будет полностью освоена. Магистральный тягач КАМАЗ-54901 позаимствовал каркас кабины у Mercedes-Benz Actros четвертого поколения. В результате его кабина унифицирована с немецким "донором" по большей части внутренних и наружных деталей, но при этом у КАМАЗа свой рисунок радиатора и оригинальный салон. На первых порах российский грузовик будет локализован на 80-85%.
КАМАЗ-54901 оснащается 12-литровым турбодизелем Р6, разработанным в сотрудничестве с немецко-швейцарской компанией Liebherr. Заявленный ресурс силового агрегата - 1,5 млн км при межсервисном интервале 150 тыс. км. Двигатель способен выдавать от 400 до 550 л.с. Максимальный крутящий момент составляет 2060 Н·м. Мотор работает в паре с роботизированной 12-ступенчатой коробкой передач ZF Traxon. Рассматривается возможность установки и механической коробки передач.
Эти данные много раз озвучивались. Но мы хотели бы обратить внимание вот на какой момент. Напомним, как у любого значимого мирового производителя грузовой техники у КАМАЗа с 2014 года открыт проект собственного силового агрегата к этой линейке грузовой техники. Он так и назывался «Разработка и организация производства семейства перспективных 6-цилиндровых рядных двигателей рабочим объёмом 12 литров» (с рабочим названием «Тибет»). Фактически, его первый этап успешно завершён.
На сегодня разработан, а также запущен в серийное производство рядный шестицилиндровый двигатель КАМАЗ-910 мощностью от 400 до 700 л.с., экологического класса «Евро-5».
Созданы производственные мощности для изготовления 12 тыс. двигателей в год. Для чего было закуплено и смонтировано оборудование из Германии, Италии, Англии, Австрии. В 2019 году была выпущена опытно-промышленная партия в количестве 151 двигатель. В настоящее время проходят эксплуатационные испытания дизелей в составе автомобильной техники, находящейся на испытаниях. В течение 2020 года завод двигателей «КАМАЗа» планирует произвести не менее 1 тыс. двигателей нового семейства Р6, с постепенным увеличением до проектных отметок в 12 тыс. штук.
А теперь вспомним события годичной давности, когда на КАМАЗе состоялось торжественное открытие завода каркасов кабин. Напомним, какие цифры тогда звучали на презентации. Объём инвестиций в создание завода каркасов кабин составил более 27 млрд рублей (12 млрд руб. – КАМАЗ, 15 млрд руб. - Daimler AG). На его площадях в 59 600 кв.м можно будет производить в год до 55 000 кабин. Большая часть, около 70% кабин, изготовленных на новом заводе, достанутся КАМАЗам, около 30% – «Мерседесам». Расшифруем, при выходе на проектную мощность завода каркасов кабин КАМАЗу достанется 36-38 тысяч кабин.
Соответственно, эти автомобили будут обеспечены кабинами, но не моторами, которых хватит лишь на треть от этого количества. Можно, конечно, закупать силовые агрегаты у сторонних производителей, например, у соседнего предприятия «Камминз КАМА», но в его ассортименте выпускаемых силовых агрегатов самыми мощными являются двигатели Cummins серии L8.9 с мощностными характеристиками 340-400 л.с., что явно недостаточно для нового поколения КАМАЗов К5.
Напомним, что КАМАЗ в плане позиционирования должен отличаться от конкурентов ценой. Согласно докризисного позиционирования считалось, что стоимость "базового" исполнения новейшего тягача составит около 6,5 млн руб. В тоже самое время новая Scania или Mercedes-Benz Actros в "базе" за 7 млн. Только локализованный, желательно на 100% двигатель даст такое преимущество.
Поэтому нисколько не удивила информация о том, что в рамках второго этапа проекта «Тибет» специалисты «КАМАЗа» работают над увеличением объёмов производства новых рядных шестицилиндровых двигателей до 30 тыс. единиц в год с расширением модельного ряда.
Решение об увеличении объёмов производства до 30 тыс. двигателей в год с расширением модельного ряда за счёт освоения пяти новых модификаций Р6 (КАМАЗ-910) было принято в декабре прошлого года. В производство будут запущены новые модификации двигателей – газовый, газодизельный, двигатель с повышенной энергоэффективностью, двигатель объёмом 13 литров и, в дальнейшем, двигатель экологического класса «Евро-6». Конструкторская документация на эти моторы сейчас разрабатывается в Научно-техническом центре (НТЦ) «КАМАЗа». Также для реализации второго этапа проекта на текущий год запланировано проведение технических переговоров по выбору поставщиков оборудования. Заключение контрактов предусматривается в IV квартале 2020 года, поставка оборудования – в 2021 году. Освоение производства пяти новых модификаций двигателей Р6 – в перспективе 2022-2023 годов. Понятно, что крупносерийное производство поможет снизить себестоимость выпускаемой продукции.