Управляющие компании активно принимают меры по понижению дебиторской задолженности – это один из важнейших критериев успешности работы УК. Все меры предусмотрены жилищным кодексом РФ. Рассмотрим какие меры принимает УК по взысканию задолженности по коммунальным услугам:
При относительно небольшой просрочке (2-5 месяцев)
- рассылка уведомлений и долговых квитанций
- начисление пени
- объявления в подъезде и на сайте УК
- звонки сотрудниками УК и рассылка смс, email-сообщений
- наклейки на почтовые ящики и списки должников в подъезде
- уведомление о предстоящих мерах (суд, ограничение канализации)
Просрочка стадии «хард» (6-12 месяцев)
- суд (судебный приказ, исполнительный лист)
- уведомление должника о ограничении канализации
- ограничение канализации (работа передаётся подрядчику)
- работа с приставами по полученным решениям суда
- передача на аутсорсинг (коллекторское агентство)
Особенно «тяжёлые» случаи
- выселение с предоставлением меньшей площади
- передача данных в бюро кредитных историй
- запрет на выезд за пределы РФ
- передача на аутсорсинг (коллекторское агентство)
Подробнее о мерах из третьего пункта, предусмотренных для мотивации должников к оплате задолженности – это передача данных в бюро кредитных историй. Такое право получено в 2015 году при условии полученного судебного решения. Таким образом можно реально испортить кредитную историю должника. На практике такая мера встречается редко и является только аргументацией при общении с должниками.
При открытии исполнительного производства у судебных приставов предусмотрена передача ходатайства о запрете выезда должника за пределы РФ, действенная мера, но применяется пока не часто.
В рамках ст. 90 ЖК РФ крайне редко применяется и выселение должника и членов его семьи в меньшую площадь, но применимо только к неплательщикам с социальным договором найма жилья. К тому же из-за отсутствия маневренного фонда и достаточно долгой процедуры на практике встречается в единичных случаях.
Что касается передачи взыскания коллекторам: передача осуществляется на основании временного агентского договора (от 3-6 месяцев с пролонгацией), передаются только лицевые счета и адреса, суммы задолженности, персональные данные под запретом передачи третьим лицам. Оплаты осуществляются только по реквизитам управляющей компании. Меры, принимаемые коллекторами, не противоречат законом РФ и предусматривают: рассылка уведомлений; звонки и рассылка смс, email-сообщений; работа с приставами по полученным решениям суда, обход должников сотрудниками агентства.
Какие меры принимает Ваша управляющая компания?
Подписывайтесь на канал и будем вместе разбирать проблемы и долги ЖКХ