Найти тему
Тамила Полиглот

Двенадцать профессий - четырнадцать несчастий. Французская пословица и её аналоги на 5 языках

Кто о чём, а я снова о языках. На русском языке есть поговорка «За всё браться – ничего не сделать». Похоже, это про тех, кто не умеет доводить дело до конца. Я у себя тоже иногда такое замечала, лет до 30. Меня это расстраивало, и я очень постаралась избавиться от такой привычки.

Это вы о чём?
Это вы о чём?

Эта же поговорка на немецком языке, согласно справочнику, звучит в дословном переводе так: «Кто знает много ремёсел, станет, в конце концов, попрошайкой». Wer viele Handwerke kann, wird zuletzt ein Bettelmann. На мой взгляд, смысл здесь несколько другой. Я бы поспорила с составителями справочника. (Ох, и доставалось от меня в своё время некоторым моим школьным учителям, с моей любовью докопаться до истины. Как я их понимаю теперь, когда сама стала учителем.)

Что странно, на других европейских языках речь тоже идёт о профессиях. Посмотрите:

Испанский языкЧеловек с семью профессиями – человек без профессии. - Hombre de siete oficios, hombre sin oficio.

Французский языкДвенадцать профессий – четырнадцать несчастий. Douze métiers, quatorze malheurs.

Английский языкДжек – на все руки мастер, а ни одним мастерством не владеет. – Jack of all trades, master of none.

Так вот, на мой взгляд, в русской пословице речь идёт о человеке, который нахватался «как кура блох» (как говорит моя матушка –свекровушка). Похоже, начал много проектов, и в результате расфокусировки внимания не может ни один из них завершить.

А в европейских вариантах подчёркивается их любовь к узкой специализации. Я где-то читала об этой разнице в наших менталитетах. В нашей стране обычное дело, когда человек и швец, и жнец и на дуде игрец. И это особо не осуждается. Мол, выкручиваемся, как можем. Мы с моим мужем этим особенно отличаемся. Столько всего хочется попробовать, и мы не отказываем себе в этом удовольствии. Потому нас не сильно опечалил режим самоизоляции. Нам всегда есть чем заняться и чем заработать.

А как быть специалисту с единственной узкой специализацией, если его отрасль снесло волной мирового кризиса? Так что, похоже, русская модель более живучая. Вы как считаете?