Найти тему

Как сформировать авторский стиль

Оглавление

Доброго весеннего всем дня. Среди предлагаемых читателями тем попалась одна, которая заставила меня серьезно задуматься. Это вопрос: «Как сформировать индивидуальный авторский стиль». Вопрос интересный, тем более, авторский стиль – это как визитная карточка или личная печать писателя.

Что такое авторский стиль

Буквально в нескольких словах скажу об этом понятии, так как, думаю, многие и так догадываются, что это такое. Под авторским стилем понимаются оригинальные особенности текста, которые позволяют узнавать писателя и придают его произведением неповторимую индивидуальную окраску. Это относится не только к художественной литературе, но и, вообще, к любым текстам. Поэтому речь пойдёт не о предпочитаемом жанре, сюжете, образах героя, а именно о стилистике, то есть построении предложений, использовании каких-то оборотов, фигур речи, о выразительных средствах и т. д.

Индивидуальный стиль должен быть рассчитан на определённую целевую аудиторию, соответствовать выбранному жанру и привлекать читателей. Иначе смысла в нём нет. Это я к тому, что встречаются среди начинающих авторов личности, которые разнообразные ошибки, в первую очередь, речевые и синтаксические, называют авторским стилем. Нет, ошибки, они и есть ошибки, и читателей никогда не привлекут. Неискушённые люди могут с ними смириться ради увлекательного сюжета, но уважения к автору стилистические ляпы не прибавят. Наоборот, они, как увеличительное стекло, высвечивают и неопытность, и непрофессионализм. Уж лучше не иметь индивидуального стиля, чем такой, например:

«Я присмотрелась и увидела там свое заспанное, но от того еще более прекрастное отражение. Длинные черные волосы, чуть просвечиваясь на солнце, неспадающими прядями стурились по моим щекам, лбу и фиалковым глазам цвета сердолика, щеки немного припухли после сна, но оттого лишь более оттеняли тонкий римский нос, как будто перечеркивающий лицо на верхнюю и нижнюю половины». (Орфография авторская, так же как и стиль. Припухшие щёки, оттенявшие тонкий римский нос – это шедевр, я считаю).

-2

Что нужно делать, чтобы сформировать индивидуальный литературный стиль

Чаще всего такой стиль формируется спонтанно и неосознанно в процессе усердной практики, когда автор много пишет и постоянно работает над своим текстом, избавляясь от ошибок, лишних слов, используя разнообразные приёмы. При этом что-то неудачное отсеивается, а какие-то выразительные средства, напротив, закрепляются в тексте и в опыте автора. Но всё же есть несколько моментов, на которые следует обратить внимание.

Читайте хорошие книги

Это советуют всем авторам, особенно начинающим. Читая книги, мы формируем и свой вкус, и свой писательский стиль. Однако здесь не всё однозначно.

Понятно, что читать надо книги с хорошим стилем, читая фанфики и неотредактированные черновики сетевых авторов, хорошего стиля не сформируешь, потому что при чтении срабатывает психологический механизм неосознанного подражания. Какие-то формулировки, клише, речевые обороты буквально застревают в мозгах, а потом оказываются в собственном тексте.

Однако и при чтении классиков, которых обычно рекомендуют, тоже всё непросто. Во-первых, читая Чехова, Чеховым не станешь. Потому что стиль – это отражение индивидуальности: души писателя, его восприятия мира, его опыта. Чтобы писать как Чехов, надо им быть.

Во-вторых, стиль классиков не соответствует менталитету и восприятию наших современников. Что гармонично воспринимается в текстах Пушкина и Гоголя, будет казаться даже не подражанием, а пародией в произведении современного автора.

Но читать хороших стилистов всё же надо, причём читать, как писатель, то есть анализировать приёмы, выявлять какие-то фишки, примерять на себя, что-то принимать, что-то отвергать.

Николай Ге. Портрет Льва Николаевича Толстого.
Николай Ге. Портрет Льва Николаевича Толстого.

Развивайте чувство текста и литературный вкус

Чувство текста, умение ощущать гармонию и дисгармонию соединённых в предложения слов, на мой взгляд, частично врождённое и связано с индивидуальными особенностями восприятия, также как музыкальный слух. Но нет никакого сомнения в том, что это чувство можно развить, как и звуковысотный слух или чувство ритма.

Что же касается литературного вкуса, то я имею в виду не оценку сюжета или жанровых особенностей, а именно текста, стилистики. Понятно, когда автор пишет, он старается, чтобы текст нравился, прежде всего, ему самому. Но не факт, что стиль произведения также будет нравиться читателям.

Например, многие начинающие авторы буквально упиваются процессом построения сложных предложений, красочными оборотами, метафорами. В результате получаются длинные предложения-«гусеницы», которые не только сложны для восприятия, но ещё и собирают в себе многочисленные синтаксические ошибки, как собаки репьи.

Чувство текста можно развить не только читая качественные книги, но и редактируя, только не свои, а чужие произведения. Столкнувшись с проблемой восприятия чужого текста с ошибками, поневоле будешь внимательнее относиться к своему.

Конструирование текста

Авторский стиль может отличаться особым типом построения предложений. Например, использование большого количества глаголов придаёт тексту динамику и силу. Этим отличается «мужской» стиль. А многочисленные прилагательные и причастия делают текст объёмнее, вычурнее, но снижают его динамичность, что более характерно для «женских» текстов. Короткие, рубленые предложения и увлечение парцелляцией также накладывают отпечаток на стиль.

В выборе индивидуальных особенностей синтаксиса автор тоже полагается на свой вкус. Поэтому женские тексты с их словесными кружевами редко нравятся мужчинам, а динамичный и в то же время лаконичный стиль не всегда устраивает женщин, которым он кажется бедным и неэмоциональным.

Писатель за работой. Фото Айзека Азимова.
Писатель за работой. Фото Айзека Азимова.

Несколько слов в заключение

Стиль – это отражение индивидуальности самого человека, неважно о чём идет речь – об одежде, литературе, общении. Яркие интересные личности создают такой же яркий индивидуальный стиль. Чтобы его изменить, необходимо измениться самому человеку – стать жёстче или эмоциональнее, подвижнее или задумчивее.

Отсутствие авторского стиля – это, прежде всего, отсутствие творческой индивидуальности, стремление (часто неосознанное) подражать любимым писателям. Таких подражательных текстов много. В них стандартные обороты, набившие оскомину клише и повторяющиеся стилистические приёмы.

Избежать этого можно, экспериментируя со стилем, намеренно меняя манеру изложения, используя разные типы предложений и т. д. Такие эксперименты лучше проводить на небольших рассказах и эссе. Их можно быстро прочитать, легко сравнить и оценить преимущества и недостатки стиля.

На этом я с вами ненадолго расстанусь. Ниже можно посмотреть ссылки на статьи по этой теме. Думаю, вам будет интересно.

«Архитектура сложноподчинённого предложения»

«Как избавиться от "гусениц" в тексте»

«В погоне за синонимами»

«Зачем парцелляция в тексте»

«Его Величество Глагол»